А как насчет LED в фарах? Здесь есть теория и практика, но согласие между ними есть далеко не всегда. Начнем с теории. В пункте 3.1 части 3 Правил дорожного движения, касающейся внешних световых приборов, сказано: "Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства. Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей".
Казалось бы, все очевидно – нельзя и все тут! Но эти самые требования, о которых упоминается в соответствующем пункте ПДД, нормируются Техрегламентом. В этом документе упоминаются обозначения, которые присваиваются лампам разного типа. Скажем, для ксеноновых это DR, DC, DCR, а для ламп накаливания и "галогенок" – R, C, CR. Тем временем, для светодиодных ламп маркировка не предусмотрена.
Получается, проблем нет? Установив светодиоды, вы нарушаете пункт 3.1 Правил, поскольку тип ламп не соответствует фарам. Но при этом, эксперты в области права отмечают – лишение за LED-лампочки едва ли не незаконно и за подобное следует наказывать в соответствие с 1 частью статьи 12.5 КоАП, в которой сказано: "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей".
А теперь – к практике, согласно которой в большинстве случаев вас лишат водительского удостоверения по части 3 статьи 12.5 КоАП: "Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений". Статистика показывает, что судей не останавливает ни цветовое соответствие, ни постоянный режим работы светодиодов.
Почитайте постановление Верховного Суда от июня 19 года. В частности, там пишется:
При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов – проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Основным положениям).
Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Никакого лишения не предусмотрено.
В подтверждение к вышесказанному:
Лишение прав при замене галогена на ксенон или LED
В последние годы сложилась порочная практика, когда суды, рассматривая административные дела об установке ксеноновых или светодиодных (LED) ламп вместо галогеновых фар, практически всегда выносили решение о лишении виновного лица водительских прав.
А порочность практики в том, что КоАП предусматривает за такое нарушение именно финансовое наказание, но никак не лишение права управлять транспортным средством. Однако по необъяснимой причине судебные решения стали повально базироваться на ч. 3 ст. 12.5 Административного кодекса, которая предусматривает подобное суровое наказание в случае использования запрещенного цвета фар и несоответствия режима их работы установленным требованиям.
На самом же деле ксеноновые и светодиодные лампы в подавляющем большинстве случаев горят белым светом, разрешенным правилами дорожного движения. Что касается режима их работы, то в условиях установки таких ламп в качестве галогеновых фар никакой смены постоянного излучения на проблесковый сигнал не происходит.
Учитывая это, в начале нынешнего лета Верховным судом РФ была признана некорректность судебных вердиктов о лишении прав с отменой таких решений. Таким образом, сегодня установка ксеноновых и светодиодных ламп вместо предусмотренных галогеновых ламп влечет наказание по ч. 1 ст. 12.5 Административного кодекса — штраф в размере 500 руб., а не лишение прав, как еще недавно было на практике.