Мнение экспертов журнала "За рулем".
Трассе М4 «Дон», честно говоря, здорово повезло. Шесть лет назад она была в основном двухполосной – не лучше и не хуже других российских трасс. А полвека назад, в начале 1960-х, бóльшая ее часть вообще представляла собой грунтовку! Сейчас от Москвы до Воронежа и чуть дальше идет современный автобан. Не меньше четырех полос, разделительные и ограждающие барьеры, развязки в двух уровнях, частично – освещение, скорость 110–130 км/ч. Красота – первые 500 км можно пролететь за пять часов. Правда, не бесплатно: на четырех участках за проезд на легковушке возьмут 190 руб. днем и чуть меньше ночью. Пока очередей перед пунктами оплаты нет, – обещают, что не появятся и впредь. Как раз в конце ноября госкомпания «Автодор», которая управляет дорогой, ввела в эксплуатацию еще два скоростных участка. Один – обход Воронежа (492—517-й км), второй – обход поселка Тарасовский в Ростовской области (877–892-й км). Пока оба открыты для всех, но ближе к лету за комфортный проезд вокруг Воронежа тоже начнут брать плату; второй новый участок, видимо, останется бесплатным. В общем, теперь 1020 км трассы соответствуют первой категории и званию «магистраль» (Это не так! Даже совсем не так! Даже на первых 500 км до Воронежа не вся трасса — магистраль!). Но ведь вся дорога – больше 1500 км! Увы, пока не радуют некоторые участки в Ростовской области, особенно в районе Лосева и Павловска (Данные населенные пункты находятся в Воронежской области), в Краснодарском крае дорога проходит через населенные пункты с их неизбежными «прелестями». (Через какие населенные пункты проходит М-4 в Краснодарском крае, что это затрудняет движение? Скорее Аксай в Ростовской области вызывает затруднение и пробки.) Эти отрезки обещают сдать уже после Олимпиады – до начала 2018 года. Впрочем, по большому счету грех жаловаться – до Краснодара (1300 км) «в два руля» легко доезжаешь за один световой день (12–14 часов).