Мцхета - Цалка - Вардзия День обещал быть насыщенным. Банальная фраза? Да. Но тем не менее, это было так.
Все дело в том, что только часть маршрута была примерно понятна по отчетам и картам, но был район, про который информации было совсем мало, а точней почти не было.
Чем отличается «организованный туризм» от «неорганизованного»? Отличий несколько (все написанное мной выражает только мое личное мнение).
Организованный (кем-то) туризм: 1. За вас все организуют, ваше дело заплатить деньги (иногда большие). 2. Маршрут будет «вылизан и обкатан». 3. Вас будут ждать аборигены во всех ранее назначенных точках, и разыгрывать перед Вами спектакль, при этом считая вас аборигеном. 4 Адреналин будет строго дозирован и безопасен.
Туризм Неорганизованный кем-то, но возможно организованный Вами: 1. Денег будет потрачено как больше, так и меньше, все индивидуально, но безусловно все придется организовывать Вам лично, или вашей команде. 2. Маршрут может оказаться непредсказуемым, 3. Встреченные вами истинные аборигены могут Вас удивить по настоящему... ))) 4. Смотри пункт третий )))
Бывает еще вариант: «Долетел до пляжа, упал, потерял сознание, очнулся на рабочем месте». Такой вариант отдыха я вообще не рассматриваю.
Лично мне больше по душе вариант полу-дикого туризма. В этом случае, есть места, часто посещаемые туристами, а есть места, где не ступала нога туриста. В таких местах совершенно другая обстановка, другое отношение к «чужакам», здесь не встречаются экскурсионные автобусы и толпы горланящих с фотоаппаратами. А встречающие тебя «аборигены» первым делом говорят: «Заходи дорогой, садись к столу, чем тебя угостить?».
Ладно, поехали дальше. Стартовый отрезок лежал через весь Тбилиси, причем это действо начиналось в 9.00, как раз в самый разгар пробок (в понятии «Москвы» это были не пробки, а рабочее движение). Что меня в очередной раз поразило в увиденном…??? В Грузии дорожная полиция работает, именно работает, а не собирает деньги за езду по обочине.
Всего лишь два примера (движение плотное, местами заторы) 1. Подъезжаем к перекрестку, перед нами загорается красный свет с циклом 60 сек. Через 17сек машины с боковых въездов (где зеленый) заканчиваются. На перекресток выходит полицейский и разрешает движение «под красный». Когда загорается зеленый, полицейский уходит с перекрестка. Предполагаю, что это он делает не в каждый цикл, а по мере необходимости, но он это делает и затор рассасывается. 2. Две дороги с односторонним движением по две полосы в каждой сливаются в одну дорогу с двумя полосами. Естессно, в час «пик» возникает пробка. Поочередно, по мере необходимости, перекрывая по одной полосе на въезде на перекресток, полицейские не допускают создания глухой пробки.
Итак, преодолев достаточно быстро Тбилисские пробки, мы оказались выше всех пробок.
А вчера мы смотрели на город с противоположной горы )))
Приключения начинаются ! (Сэлфи двух Вованов).
Путь наш лежал в Вардзию, по дороге через Цалку, соответственно с посещением окрестностей. В прошлом году мы частично проехали по этой дороге, но из-за небольшой поломки, проезжали эти места темной ночью, а это не считается.
Пару слов о самой дороге. Качество дороги в целом достаточно хорошее. На участке Тбилиси – Манглиси местами асфальт в разбитом состоянии, ведутся ремонтные работы, но проходим для любых автомобилей, а дальше все хорошо (если только дополнительно не искать приключений на стороне).
Хорошая подготовка – залог хорошего отдыха. К сожалению, первой части маршрута я уделил недостаточно внимания, в результате не достигли одного интересного места. Я не знал, что нас ждет в конце пути. Свернули по указателю
Дорога становилась все хуже и хуже…Камрюшка решила подождать развязки, Мурзик проехал еще пару км, развернулся и поехал обратно. А вот не надо было…
Бетания - монастырь в Дидгорском районе Тбилиси, официальное название которого - "Монастырь Бета́ния в честь рождества Пресвятой Богородицы". Относится к Мцхето-Тбилисской епархии. Основан ещё в эпоху Золотого века, непосредственно в года правления царицы Тамары в глубоком и глухом ущелье реки Вера. Сейчас этот монастырь, с одной стороны, самый близкий к Тбилиси, с другой - самый труднодоступный. Отчасти именно поэтому монастырская жизнь продержалась здесь аж до 1963 года.
Об истории монастыря мы сейчас знаем очень мало. Известно, что храм Рождества Богородицы построен где-то около 1200 года, а маленькая церковь Святого Георгия - в 1196. Фрески в храме Рождества датируются обычно 1207 годом….Интересное началось уже в советское время: про него все забыли и он продолжал действовать и даже вести какое-то хозяйство, вплоть до того, что в 1936 году здесь была построена мельница. Потом монастырь объявили недействующим, но он продолжал существовать, а монахов оформили как сторожей архтектурного памятника. В итоге монастырь стал почти единственным в советской Грузии действующим монастырем. Ставлю себе жирный «Минус», но это фактически был единственный крупный промах за всю поездку.
Двигаемся дальше…жуем фрукты, глазеем по сторонам, наслаждаемся жизнью. И тут внутренний голос настойчиво рекомендует свернуть направо, ведь там может быть много красивого. Внутренний голос не обманул. Чтобы Вас не обманул ваш голос, забейте в навигатор точку с координатами N41°39.351’ E44°34.285’ и увидите гораздо больше, чем на фотографиях
Вызывает интерес нижняя фотография. Такое ощущение, что тут сошла не снежная, а земляная лавина, которая оголила внутренности горы и эта гора оказалась сложенная послойно, как будто кто-то, мастерком укладывал поочередно «камни – раствор – камни – раствор – и т.д.».
Жуем дальше. Жуем, жуем, жуем порядка 30 км и далее будет вот такой указатель
Указателю верьте, расстоянию нет. Вообще мы долго не могли понять, сколько в одном грузинском километре российских метров (прошу Грузинов не обижаться, только факты и ничего личного), но в данном случае даже поправочный коэффициент бессилен, лучше ориентируйтесь на координаты N41°41.879’ E44°21.417’. (о поправочном коэффициенте расскажу позже).
Манглисский храм - самый ранний в Квемо-Картли из нам известных. Считается, что первая церковь на этом месте была построена еще при Святой Нине, в середине IV века. От того первого храма не осталось совсем ничего. Чуть позже он был перестроен - это произошло в VI или VII веках. Этот храм был построен в виде тетраконха, то есть, имел четыре круглые апсиды. При этом он заметно отличался от классичесих тетраконхов типа Джвари, и это наводит на мысль, что Манглисский Сион строили немного позже, модифицируя классические образцы.
В 1002 году храм был основательно перестроен и совсем потерял характерные для VII века формы, но сохранил первоначальный фундамент и план - в нем все еще нет опорных столбов, и все еще остались 4 ниши. Зато была очень странно перестроена восточная апсида, которая теперь не похожа вообще ни на что. На входе нас встречает колокольня
Над аркой памятная плита:
Если Вы осилили надпись, то вероятно обратили внимание, что колокольня построена под руководством ПРАПОРЩИКА Пономарева и последним в списке стоит ГЕНЕРАЛ МАЙОР Князь Голицын. Представим, что данную колокольню построили в наше время.
Интересно, в нынешних условиях, кто – нибудь вспомнил бы про «нижних» чинов, которые действительно строили колокольню, или на памятной доске были увековечены только Генералы и полковники?
Ладно, не будем о справедливости, будем считать, что все написали бы честно.