Генпрокуратура РФ: каждая пятая заправка обманывает покупателя
С 12 мая Генпрокуратура РФ по поручению президента проверяет рынок топлива. Плановая проверка по итогам I квартала показала, что проблемы есть у каждой пятой из 300 обследованных АЗС. К крупным компаниям претензий нет.
«Мы помним с вами известный советский фильм «Джентльмены удачи». Чем там разбавляли автомобильное топливо? Помните? А у нас чем разбавляют сегодня?» — допрашивал в апреле Владимир Путин министра промышленности Дениса Мантурова. Разговор состоялся во время совещания Путина с правительством, на котором обсуждались вопросы, заданные президенту Россиянами в ходе ежегодной прямой линии. После совещания Путин поручил Генпрокуратуре проверить качество топлива по всей стране. С 12 мая прокуроры и сотрудники Росстандарта начали проверять АЗС и нефтебазы.
Результатов президент ждет до 15 октября. И, скорее всего, они будут неутешительны. Об этом можно судить по итогам плановой проверки за первый квартал 2015 года, которую Росстандарт проводил собственными силами. С января по май специалисты ведомства проверили 301 АЗС, на 66 из них были выявлены нарушения, сообщил РБК представитель Росстандарта.
В лидерах по числу нарушений — три региона: в Северо-Западном федеральном округе нарушения качества топлива или правил его продажи были выявлены на 58% проверенных АЗС, в Уральском — на 57%, в Приволжском — на 31%. По остальным федеральным округам процент нарушений составляет около 20%, сообщил представитель Росстандарта.
Контролеры проверяют класс и качество топлива (соответствие октанового числа заявленному) и полноту данных в чеке, который выдается покупателю. Кроме того, сотрудник Росстандарта может посмотреть, есть ли на заправке мерник, позволяющий проверить количество заливаемого в бак топлива. Отдельное внимание уделяется паспорту качества бензина: если он подделан, информация об этом передаются в прокуратуру.
Но Росстандарт может проводить плановый контроль качества топлива и документов на заправках один раз в три года. В России 21 500 заправочных станций, в год удается проверить не больше 1000. Внеплановые проверки, о которых просил Путин, возможны лишь по согласованию с Генпрокуратурой, говорит замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Судовой дизель вместо бензина
Объем нелегального топлива в России превышает 10 млн т в год, — такие данные в апреле приводились на заседании коллегии Минэнерго (всего на внутренний рынок в 2014 году было поставлено 34,3 млн т автомобильных бензинов и 31,8 млн т дизельного топлива). Самые распространенные претензии к качеству — превышение массовой доли серы, метилового спирта и железа в бензине и дизеле, а также изменение октанового и цетанового числа. Все это приводит к преждевременному износу двигателя.
По итогам проверки в УрФО выяснилось, что на АЗС Курганской области под видом дизеля продается судовое топливо (не облагается акцизом) производства Антипинского НПЗ, рассказала РБК руководитель территориального подразделения Росстандарта по УрФО Светлана Михеева. К самому заводу, по ее словам, претензий нет, но схема поставок сейчас расследуется.
Схема не нова, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его данным, с 2011 по 2014 год объем производства маловязкого судового топлива, часть которого продают под видом дизельного, вырос с 3,5 млн т до 12 млн т. «При этом объем его потребления бункеровщиками увеличился незначительно», — говорит эксперт.
Проверить качество топлива на АЗС контролерам удается не всегда — бизнесмены научились обходить плановые проверки, жалуется Михеева. По ее словам, собственники АЗС перерегистрируют свои заправки, чтобы выпасть из поля зрения инспекторов, ведь по закону Росстандарт не имеет права проверять АЗС, зарегистрированные менее одного года назад.
«Но благодаря полномочиям Генпрокуратуры, в мае 2015 года мы смогли прийти на заправки, перерегистрированные владельцами в 2014 году», — говорит Михеева. В результате на семи из девяти перерегистрированных заправок в Челябинске были выявлены нарушения. Некоторые торговали бензином стандартов евро-2 или евро-3, вместо положенного евро-4, у других на чеках не был указан вид и экологический класс продаваемого бензина, третьи вовсе не выдавали чеков покупателям, сообщила она. Участие прокуроров позволяет проводить и повторные проверки. При повторных нарушениях штрафы для собственников АЗС могут составлять до 1 млн руб., говорит Михеева.
При чем здесь Алекперов?
Незадолго до того как Путин поручил Генпрокуратуре заняться бензином, качество топлива с президентом обсуждал и глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, рассказал РБК источник в компании. В феврале он встречался с Путиным и рассказывал ему как раз о росте производства судового дизельного топлива. Пресс-служба ЛУКОЙЛа не стала это комментировать. Алекперов говорил, что подлогом занимаются в основном владельцы независимых заправок в регионах.
Больше всего нарушений, действительно, фиксируется не на заправках крупных нефтяных компаний, а на независимых АЗС, подтверждает представитель Росстандарта. Главные нарушители в УрФО — независимые бензоколонки и джобберы крупных сетей, говорит Михеева. Проверяют всех — и крупные компании, и самостоятельных продавцов, уверяет руководитель подразделения Росстандарта по Северо-Западному федеральному округу Василий Смеречук. Но по итогам последней проверки претензий к заправкам крупных нефтяных компаний контролеры, по его словам, не нашли.
По данным Российского топливного союза, лишь треть АЗС (7500 станций) принадлежит вертикально интегрированным нефтегазовым компаниям, остальное — независимым игрокам. У крупных компаний случаи реализации некачественного топлива — редкость, они продают продукцию собственных НПЗ, соглашается президент союза Евгений Аркуша. А вот у их конкурентов не всегда есть возможность купить качественное топливо: в пик спроса оно в дефиците, а нефтяники предпочитают продать бензин собственным сбытам. «У независимых продавцов нехитрый выбор: закрывать свою заправку или покупать у тех, кто продает дешевле, но химичит с качеством», — говорит Аркуша.
Чтобы снизить объем нарушений чиновники предлагают ужесточить наказание для тех компаний, которые уличат в производстве или продаже некачественного топлива либо в обмане покупателей путем недолива бензина. По словам Кулешова из Росстандарта, обсуждается введение оборотного штрафа для компаний, допускающих производство некачественного топлива, и приостановка их работы на срок от 3 до 6 месяцев. Соответствующий законопроект уже предложен Мантуровым. Минэкономразвития планирует изменить регламент проверок состава топлива. В частности, предлагается проверять компании чаще, чем раз в три года, и не все поголовно, а в первую очередь те сети, где есть подозрения в производстве некачественного топлива, говорит Кулешов.
У розничных продавцов бензина другие предложения, говорит Аркуша. По их мнению, необходимо ввести акциз на судовое топливо, предусмотрев механизм компенсации затрат конечному профильному потребителю путем налоговых вычетов. «Тогда это топливо просто уйдет из оборота», — считает эксперт.
Альтернативные пробы
Свои альтернативные проверки качества топлива в 2015 году провели Федерация автомобилистов России (ФАР) и некоммерческое партнерство «Независимые отечественные нефтетрейдеры» (НОН). Их результаты будут также переданы в Генпрокуратуру.
Наибольший объем контрафактного топлива зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах, сообщил зампредседателя комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич. В Москве и Московской области доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего количества реализуемого топлива, а по дизелю — 30%.
«Независимые отечественные нефтетрейдеры» провели опрос собственников 193 АЗС в 12 регионах России от Алтайского края до Тульской области. Основными поставщиками некачественного бензина и дизеля владельцы АЗС назвали трейдеров (85%) и независимые нефтебазы (33%), на качество топлива с заводов крупных компаний пожаловались всего 7% участников опроса. Владельцы розничного заправочного бизнеса утверждают, что некачественное топливо приходится покупать, если на рынке существует большая разница между оптовой и розничной ценой топлива и недостаток предложения со стороны крупных компаний.
Павел Баженов, генеральный директор НП «Национальная топливная сеть», утверждает что разница мелкооптовых цен на качественный и некачественный бензин составляет 3650–7000 руб. за тонну, дизельного топлива — 3850–7600 руб. за тонну.
Людмила Подобедова, РБК