Антифриз (хладагент, охлаждающая жидкость) – незаменимый компонент системы охлаждения силовых агрегатов любого автомобиля. Эта жидкость отличается достаточно низкими температурами замерзания и кипения, что позволяет без проблем эксплуатировать автомобили как в холодное, так и в теплое время года. В большинстве случаев охлаждающие жидкости поступают в реализацию не в готовом виде, а в концентрированном, который необходимо разбавлять перед применением. Поэтому у многих автовладельцев возникает вопрос: как разводить антифриз-концентрат и можно ли для этого использовать воду.
Можно ли смешивать охлаждающую жидкость с водой?
Неразбавленный концентрат антифриза в систему охлаждения заливать нельзя, поскольку входящий в его состав этиленгликоль замерзает уже при температуре -13 °С. Поэтому антифриз-концентрат обязательно необходимо разводить. Поскольку в состав хладагента входит вода, то и разводить его можно с ее помощью. Главное, учитывать необходимые пропорции, указанные в инструкции или на упаковке.
Для разбавления концентрата лучше использовать дистиллированную воду, в которой отсутствуют соли магния и кальция. Можно воспользоваться и водопроводной водой, если ее жесткость не превышает 5 мг-экв/л. Дело в том, что при разбавлении хладагента жесткой водой возможно выпадение осадка и образование накипи в системе охлаждения автомобиля, что чревато ухудшением теплоотвода. Если самостоятельно определить жесткость воды не представляется возможным, лучше приготовить небольшое количество раствора в заданной пропорции в прозрачной емкости и убедиться в том, что осадок не образовался.
Как правильно разводить антифриз?
Для разведения антифриза необходимо такое количество воды, при котором сохранится баланс между закипанием и преждевременным замерзанием. Охлаждающая жидкость, поступающая в продажу, обычно имеет температуру кристаллизации -65 °С и ниже. Естественно, такие морозы могут быть лишь в некоторых зонах арктических широт. Степень разведения зависит от того, при какой температуре буде эксплуатироваться авто. В умеренной полосе температура воздуха зимой редко опускается ниже 35°С, соответственно, использовать такой антифриз будет накладно. Подогнать густоту антифриза до актуального для наших широт температурного режима, можно, разбавив его водой.
Разбавлять охлаждающую жидкость с водой необходимо в пропорции 1:1 – на литр антифриза добавляют литр воды. Это позволит хладагенту не замерзать при температуре -20 – 25 °С. Если предполагается использование антифриза при очень низких температурах, количество добавляемой воды можно уменьшить (приблизительно 7:3) - это позволит повысить температуру замерзания.
Заливаем охлаждающую жидкостьТем не менее, следует помнить, что разбавленный хладагент при низких температурах все же может начать кристаллизоваться. При этом в системе охлаждения образуется вещество кашеобразной консистенции, которое защитит радиатор и двигатель от повреждений. Однако, в таких условиях эксплуатация автомобиля станет невозможной. Кроме этого, при разбавлении антифриза уменьшается его антикоррозионное действие. Чем больше добавить воды, тем слабее защита деталей внутри системы охлаждения от коррозии. Вода, в свою очередь, может вызвать появление ржавчины на блоке двигателя, металлических переходниках, клапанах. Это приведет к отложению осадка на стенках металлических трубок и к закупориванию проходов.
Поэтому, разбавлять охлаждающую жидкость водой необходимо в разумных пределах. Также стоит помнить, что смешивать антифризы можно только одного цвета и, желательно, одной марки.
Импортные производители поставляют на рынок концентрат антифриза, так как это дешевле в транспортировке и конечно же занимает меньше места, а в результате получим больше готовой жидкости, чем если бы она была уже разбавлена и доставлена.