Покатавшись на Диминых (чип ) Крузаках (прадо 150 и 200) с модернизированными пружинами, я сделал определённые выводы, которыми спешу поделиться. Просто скопирую и вставлю текст с моего блога на драйв2:
Наверное это самая важная запись с момента начала ведения данного журнала, а так же один из самых парадоксальных выводов, который мне удалось сделать, за время владения тяжёлым внедорожником.
Итак, катаясь пятый день на чип овском Прадике 150, я сделал определённые выводы относительно улучшения ходовых качеств внедорожников марки Тойота. Но обо всём по порядку.
Стоит начать с того, что у Димы, на Прадике, стоят его фирменные чип пружины. Я честно говоря, не катался на Прадике со стоковыми пружинами, поэтому с одной стороны не могу прямо сравнить стоковые пружины с чип овскими. С другой стороны, я могу предположить, что на стоковых пружинах Прадик такой же валкий овощ как 200-й и уверен, что почти со 100%-й вероятностью моё предположение будет верным. Тут не надо быть оракулом.
Так вот, на чип овских пружинах, машина ведёт себя более собранно, как бы. Приводит это к тому, что одни и теже кочки, которые я проезжаю, по пути домой, каждый день, на машине с чип овскими пружинами я проезжаю на гораздо большей скорости с меньшим ущербом для комфорта. То есть и трясёт меньше и кочки подвеска глотает лучше.
Сегодня заметил, что вхожу в поворот на Прадике на скорости 60-65км/час без какого-либо дискомфорта, хотя в своём, я не мог входить в этот поворот на скорости быстрее 40 км/час, без риска вылететь в открытое окно, так как машина просто валится на бок и тебя приплющивает к стенке как космонавта на испытаниях в центрифуге.
Ещё я стал замечать за собой, то что на Прадике я часто нарушаю скоростной режим. И не потому что я злостный нарушитель, а потому что я просто не замечаю, что еду быстро. Сначала я не понял из-за чего это. Вроде прадик не спортивная машина и ощущения от вождения не должны отличаться от ощущений вождения 200-го. Но потом я наконец понял почему так происходит: просто на чип овских пружинах машина ведёт себя настолько остро и собранно, что ты фактически ощущаешь себя за рулём БМВ. Но самое главное не это, а то что повышается порог скорости БЕЗОПАСНОГО вождения. То есть, условно говоря, если раньше, на определённом отрезке дороги, ты не мог позволить себе ехать больше 80 км/час просто потому что машину начинало кидать и бросать в разные стороны с риском улететь в кювет то теперь ровно на том же участке дороги с чип овскими пружинами ты можешь ехать не 80, а 100-110 км/час без ущерба для безопасности и даже с бОльшим комфортом.
Но это всё мелочи, по сравнению с самым большим, не побоюсь этого слова — откровением! А знаете в чём оно заключается? Держитесь крепко за стул: хорошие пружины УЛУЧШАЮТ тормоза! Да, дамы и господа, вы не ослышались. Заменив пружины вы возможно уже не захотите менять тормоза на своих Крузаках, а родные станут работать как Брэмбо.
Признаюсь честно: мне потребовалось несколько дней для того чтобы в моём мозгу сформировалась вся причинно-следственная связь между хорошей подвеской и тем КАК она может улучшить плохие тормоза.
Сначало я заметил это на чип овской двухсотке, которую мне предоставил Дима в первый раз, как подменную. Помню ехал на ней и кайфофал от того на сколько хорошие тормоза. Ещё думаю: интересно тут Брембо или JBT по кругу? Потом когда остановился, выхожу, думаю дай гляну, что там стоит. Смотрю спереди — с виду вроде штатные. Не пойму. Думаю — наверное Cartech для 18-х дисков. Они вроде как родные выглядят. Смотрю на заднюю ось — тоже вроде штатные. Звоню Диме. Говорю — чё у тебя за тормоза такие крутые? Да ещё и на 18-х дисках уместились. А он мне — да у меня штатные стоят, говорит.
Вдумайтесь в то, что я напишу дальше. А после того как осмыслите всё ниженаписанное, прокатитесь ещё раз на своих штатных пружинах и отметьте про себя ощущения, которые вы получаете при торможении и насколько они совпадают с тем, что вы сейчас почтёте. А потом отпишитесь у меня в комментариях, так как мне интересно.
А теперь, внимание. На самом деле ларчик открывается просто: когда вы тормозите на штатных ватных пружинах вы ПОДСОЗНАТЕЛЬНО слабо нажимаете на педаль тормоза, так как нажав на неё сильнее, вы получаете сильный клевок носом, который приносит большой дискомфорт нам не только осознанно но и подсознательно. Таким образом у на в мозгу вырабатывается защитный рефлекс и он даёт организму команду: "не дави сильно на тормоз, чтобы не было клевка и мне не стало плохо." Мы так и поступаем, соответственно. К тому же наш мозг понимает, что чем сильнее мы нажмём на педаль тормоза, тем сильнее будет клевок, бросок и все остальные неприятные ощущения, связанные с валкостью подвески. Таким образом, наш организм, как-бы ограждает нас от сильного стресса и потенциальной аварийной ситуации, заставляя нажимать педаль тормоза с небольшим усилием.
А теперь представим себе стандартную ситуацию на дороге: мы едем по МКАДУ 100 км/час, нас резко подрезает некий "шумахер" и нам требуется резко затормозить. На штатных пружинах мы резко нажимаем на тормоз и получаем сильный клевок, который УСИЛИВАЕТ ощущение опасности и дискомфорта, так как помимо резкого торможения мы ещё получаем некую разновидность пинка под зад, в момент, когда машина клюёт носом и нас как-бы немного подбрасывает вверх.
На модернизированной подвеске ничего подобного не происходит. Самое главное — это то, что клевок машины отсутствует, как явление. Таким образом, мы можем давить на тормоз хоть в полную силу и не получим абсолютно никаких дискомфортных ощущений.
Повторюсь, взаимосвязь здесь прямая: клевок носом = дискомфорт для организма + возможная аварийная ситуация. Поэтому наш мозг пытается помочь организму избежать чувства дискомфорта, заставляя нас слабо нажимать на педаль тормоза. Отсюда и наши жалобы на плохие тормоза. Когда же чувство дискомфорта (вместе с клевком) исчезает, то наш мозг как-бы даёт команду: "Эй, комрад! жми на тормоз хоть в пол. Мне по барабану. Мне комфортно будет в любом случае." И мы нажимаем на тормоз сильнее.
Готов биться об заклад, что если провести опрос среди 100 владельце крузаков со штатными тормозами но у 50 из которых будут стоять штатные пружины, а у 50 из которых будут модернизированные и задать всем 1 и тот же вопрос "Довольны ли вы штатнвми тормозами", то из тех у кого штатные пружины, бОльшая часть ответит, что недовольны, а из тех у кого модернизированная подвеска, бОльшая часть ответит, что довольны штатными тормозами.
Почему, все кто покатался на немцах (Х5, Туарег, Кайен) получают огромное удовольствие от вождения? Потому что там сбитая, хорошая подвеска и тебя не кидает по салону как на аттракционе "американская горка." Именно поэтому сидя за рулём немца ты абсолютно не напрягаешься и кайфуешь.
Хорошая новость заключается в том, что на Крузаке можно недорого улучшить подвеску и получать такое же удовольствие от езды как за рулём немца. Для этого нужно как минимум поменять пружины.
После того как я всё это осознал, мне захотелось спросить что об этом думает Дима (чип ). Выслушав меня, он полностью согласился со мной и сказал, что ему давно известно об этом эффекте и он настоятельно рекомендует одновременно с тормозами менять пружины.
Основной вывод такой что хорошая подвеска КРАЙНЕ ВАЖНА для безопасности. При всех прочих равных даже ВАЖНЕЕ хороших тормозов. Модернизировав подвеску, возможно вам уже не захочется менять тормоза и вы сэкономите кучу денег, которую сможете потратить на что-нибудь другое.
P.S. Интересно услышать мнение владельцев авто с модернизированными пружинами. Совпадает ли их мнение с моими наблюдениями?