Тема про прогорающие поршни… Вернёмся к ней…
Я не собираюсь тут тратить своё время и учить «специалистов» по ГБО и тем более «специалистов» по ремонту и обслуживанию ТЛК 200, и тем более тех, кто заливает 92-й вместо 95-го, так как у них одинаковое октановое число…
Всё, что посчитал нужным сказать об этом – сказал выше.
Первых - самых рьяных отошлю к учебнику для ПТУ (сейчас их назвали ВУЗами
): Ю. В. Панов «Автомобильные системы впрыска газа». Там подробно изложены вопросы, связанные с переводом на газовое топливо отечественных и зарубежных автомобилей с инжекторными бензиновыми двигателями. Приведены принципы устройства и работы газобаллонного оборудования на примерах газобаллонного оборудования с системами впрыска газа четвертого поколения ведущих зарубежных фирм, описаны технология и необходимое оборудование для его установки и настройки, показаны основные этапы обслуживания и ремонта. Также в издании подробно изложены принципы работы электронных программируемых газовых блоков управления этими системами. Это не для рекламы. Захотят - почитают…
Так вернёмся к поршням…
Они прогорают (на Прадо 150 иногда и очень редко на ТЛК 200) из-за неправильной работы системы впрыска и зажигания (на бензиновых машинах) или очень плохого (или неправильного) топлива.
Если топливо (солярка) очень низкооктановое или в нём есть керосин, то возникает детонация, которая может не только разрушить поршни, но и даже коренные подшипники (выше об этом подробно написано). Для бензина это тоже справедливо.
То, что касается неправильной работы системы впрыска и зажигания, то тут две основные возможности: перелив топлива форсунками, вызывающий перегрев поршней, и неправильное опережение зажигания.
Относительно использования газа в бензиновых машинах. Считается, что он типа мотору полезен, так как дольше ходит масло, оно не смывается со стенок (это при холодном то пуске «газовой» машины на бензине!!!), мотор чище и т.п., и т.д. На самом деле не всё так просто. Октановые числа газа значительно выше, чем у бензина: метан, пропан, бутан имеют ОЧ = 115, 110, 95 соответственно. Используемая обычно сжиженная смесь пропана с бутаном должна иметь ОЧ=105 (на практике ОЧ может быть любым). Поэтому надо дополнительно увеличивать степень опережения зажигания, что ведёт к большему нагреву ЦПГ и головок блоков по сравнению с работой мотора на бензине. К этому же результату приводит то, что газ, в сравнении с бензином, горит при меньших концентрациях, т.е. при более "бедных" смесях. Теплота сгорания газа несколько больше, чем у бензина. Это всё дополнительно увеличивает нагрев.
Если аппаратура, регулирующая это опережение (это то, что ставят дополнительно) начнёт барахлить или смесь газов, заправленная на колонке, будет отличаться от заявленных параметров по ОЧ, машина не только потеряет мощность, могут перегреться
поршни и особенно
клапана.
Последние на автомобилях с ГБО частенько «проседают» (прогорают). Это связано с тем, что впрыскиваемый бензин охлаждает клапана (бензиновый мотор так спроектирован), а газ нет…
Напомню, что существует летний и зимний газ (аналогично солярке, это для тех, кто не в теме; пропан перестает переходить в газ и остается в жидком состоянии при температуре -43 °С, для бутана эта температура равна 0° С), что не способствует экономии газа и также не очень способствует стабильной работе электронных блоков ГБО (по хорошему, надо в неё встраивать «газоанализатор»). На газозаправочные станции в РФ, поступает сжиженный нефтяной газ двух марок: летний ГТБА - пропан-бутан автомобильный с содержанием 50 + 10% пропана, остальное бутан и зимний ПА - пропан автомобильный с содержанием 90 + 10% пропана. При заправке его «поддавливают» зимой сжатым метаном… Соответственно, в Сибири сжиженный газ зимой использовать практически невозможно.
Другие недостатки использования ГБО на моторах, изначально спроектированных для работы на бензине, здесь опущу, так как тема про прогорающие поршни.
Экологические дефиниции в пользу газа также пропустим. Главное для наших граждан – «экономика», которая должна быть экономной... Мировое соотношение цены бензина к газу - 10:6. По действующим сейчас ценам на бензин и газ, эксплуатация автомобиля на пропан-бутане приносит около 40% экономии. Так как дизель потребляет солярки по данным самой Тойоты на 36.2% меньше (у граждан разница при эксплуатации получается существенно больше), чем бензина бензиновый ТЛК 200, то получается то на то… Правда, бензиновая машина на газу тупее, сложнее и тяжелее, но что не сделаешь ради экономии…
Рекомендую ещё задуматься над тем, что пропан-бутана (синтетическое топливо, получаемое из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов) производят в 25 раз меньше, чем добывают природного газа метана… В мире сейчас уже производится и потребляется много миллионов тонн охлажденного (до температуры около –120°C) метана. Такой жидкий метан можно перевозить в специальных «бензобаках» при давлении не более 6 атмосфер.
Пассажирский транспорт (50%), уборочная и другая специальная техника в РФ будут в будущем работать на сжатом метане по экологическим и экономическим соображениям, плюс при этом невозможно воровать топливо – именно сюда будет направлен вектор развития ГБО в РФ. А про грядущие цены на сжиженный газ уже написано мною выше. Впрочем, это опять не про поршни…