06 Июля 2016
Война ГИБДД против тюнинга: как себя вести, кто попадёт, а кто сухим выйдет?
Появившиеся около месяца назад сообщения о том, что ГИБДД начала охоту на владельцев автомобилей с неоформленным документально тюнингом всколыхнули автомобилистов. До сих пор на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях появляются противоречивые публикации на эту тему.
Drom.ru обобщает и структурирует всю доступную и достоверную на текущий момент информацию по «борьбе с тюнингом» и о том, как себя обезопасить от нее.
Как началась «борьба с тюнингом»?
Первая информация об охоте на тюнинговые машины пришла из Камчатского края. В начале июня местное управление ГИБДД провело пресс-конференцию, посвященную «массовому выявлению водителей, управляющих транспортом с изменениями в конструкции».
Из-за своих природно-климатических условий Камчатка — один из самых «тюнинговых регионов», там эксплуатируется большое количество лифтованных внедорожников. Поэтому действия местной ГИБДД вызвали настоящий социальный взрыв. Тему подхватили федеральные СМИ, в частности, канал REN-TV, который посвятил ей специальный новостной сюжет.
После этого стали появляться сообщения о рейдах против тюнинговых машин в Москве, Краснодаре, на Сахалине и в некоторых других регионах.
Насколько всё серьёзно?
До сих пор доподлинно неизвестно, централизованная это политика ГИБДД по всей стране или совпавшие по времени инициативы региональных подразделений ведомства. А может виноваты СМИ и сами автовладельцы, которые подняли панику на пустом месте, чем и решили впоследствии воспользоваться в ГИБДД. Мол, почему бы не провести рейды, если народ уже на измене?
Случаи «борьбы с тюнингом» точно зафиксированы на Камчатке и на Сахалие. Там гоняют джиперов. В Москве и в Краснодаре дело касается владельцев околоспортивных авто.
Из других регионов внятных сообщений нет.
Чем регламентируются изменения в конструкции?
Вносить изменения в конструкцию автомобиля, не фиксируя их в документах, нельзя было и раньше, но до сих пор гаишники смотрели на тюнинг сквозь пальцев. По этой причине подавляющее большинство эксплуатирующихся сейчас на российских дорогах автомобилей с тюнингом нелегальны и их владельцы могут быть оштрафованы в любой момент.
С 1 января 2015 года изменения в конструкцию автомобилей регулируются техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В Таможенный союз, напомним, помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Какие изменения в конструкцию необходимо подкреплять документами?
Согласно указанному выше техрегламенту, документально подкреплять нужно те изменения в конструкцию, которые влияют на безопасность дорожного движения.
Аудиосистема или декоративные молдинги на кузове не способны повлиять на безопасность дорожного движения, а нестандартный руль, сиденья, элементы подвески, дополнительная или нестандартная светотехника, «кенгурятники» и силовые бамперы, газобаллонное оборудование, нестандартный глушитель, удлинение кузова, люк в крыше и т.п. могут ухудшить безопасность транспорта и нуждаются в одобрении ГИБДД.
Однако тут есть оговорка. Если в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) на конкретную модель автомобиля есть список допустимых нестандартных элементов конструкции, то на детали, перечисленные в этом списке можно не получать одобрения ГИБДД и соответствующих отметок в ПТС и Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
Иначе говоря, в ОТТС на каждый автомобиль указана не только базовая конструкция автомобиля, но и приведен список допустимого дополнительного оборудования. Например, ОТТС на Chevrolet Niva допускает использование шноркеля, фаркопа, рейлингов, а ОТТС на Land Rover Defender допускает использование шноркеля, лебедки, подножки, багажника на крыше и лестницы к нему. То есть для указанных деталей на эти две конкретные модели можно и не получать одобрения ГИБДД. Однако это касается очень небольшого процента автомобилей, как правило внедорожников, которые официально продаются в РФ. Праворульные автомобили получают ОТТС без списков допустимых нестандартных элементов конструкции.
Где найти ОТТС на вашу модель автомобиля? На некоторые модели они есть в открытом доступе в интернете:
— На сайте Росстандарта
В иных случаях придется связываться с Росстандартом напрямую.
Что грозит владельцу автомобиля с неоформленными переделками?
Инспекторы ГИБДД обладают полномочиями по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении колесных ТС, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Это право им дано постановлением Правительства РФ от 16 октября 2015 года № 1108 МВД РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года № 716.
При проверке автомобиля на предмет нелегальных переделок, инспектор ГИБДД сверяется с Одобрением типа транспортного средства, выданным на конкретную модель автомобиля. При необходимости он связывается с сотрудником технадзора.
Если неоформленные переделки выявлены, инспектор может их сфотографировать, составить протокол и выписать водителю штраф 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). Эвакуация автомобиля на штрафстоянку предусмотрена только в случае неисправности тормозов, рулевого управления или сцепного устройства автопоезда.
В некоторых случаях инспектор ГИБДД выдает водителю «требование об устранении обстоятельств, способствующих совершению административного правонарушения». В требованиях ГИБДД указывает срок (не менее десяти дней), время и место, куда автовладельцу необходимо предоставить транспортное средство в исходном состоянии или с узаконенными доработками.
Если автовладелец не явится по выданному требованию, регистрацию автомобиля могут заочно аннулировать. Также регистрацию могут аннулировать, если автовладелец явится по выданному требованию, но там выяснится, что в автомобиле есть неоформленные переделки. Возможность заочного аннулирования регистрации автомобиля допускается приказом МВД N1001 от 24.11.2008.
Если регистрацию автомобиля аннулировали, можно ли ее восстановить?
Да, аннулированную регистрацию автомобиля можно восстановить. Для этого необходимо легализовать переделки в конструкцию автомобиля. Чтобы это сделать надо обратиться в любое подразделение Госавтоинспекции, осуществляющее функции по техническому надзору, соблюсти процедуру проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, получить свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности и на его основании внести изменения в регистрационные документы.
Что будет с фаркопами, креплениями для великов и багажниками на крыше?
Информации о том, что владельцев автомобилей с такими «опциями» систематически начали останавливать и штрафовать в данный момент нет. Пока кампания ГИБДД ориентирована на «специализированные» виды тюнига.
Источник: news.drom.ru