В ближайшие два часа может состояться запуск прототипа космического корабля Starship с 23 по 1 по мск.
Специальный высотный самолёт NASA WB-57 для наблюдений будет задействован, чтобы снять полёт прототипа Starship SN8
Он вылетит из Хьюстона в 23:10 МСК и вернётся обратно в 00:39 МСК (20:10 - 21:39 UTC)
Поэтому полёт прототипа SN8 стоит ожидать между этим временем.
- Команда работает с прототипом подготавливая "крылья" к полёту
Какие неприятности могут досрочно завершить полёт Starship SN8 на 12,5 км?
Отказ движущихся частей
«Крылья». Безусловно, основным органом управления направлением полёта корабля при входе в плотные слои атмосферы являются его «крылья». В ходе лётного испытания SN8 будет возвращаться с высоты 15,2 км, и его аэродинамические поверхности не будут подвергаться повышенному нагреву, но, тем не менее, они будут задействованы. Starship имеет две пары «крыльев», имеющих подвижность в одной плоскости. Их установку под необходимым углом обеспечивает силовая установка, оснащённая электрическим двигателем и редуктором. Каждое из четырёх «крыльев» оснащено одной такой силовой установкой. Заклинивание в хотя бы в одном электродвигателе и (или) редукторе способно досрочно прекратить полёт.
Узлы качания двигателей Raptor
При запущенных двигателях управление направлением полёта зависит от рулевых приводов. На SN8 установлено 3 двигателя Raptor, соединённых с двумя рулевыми приводами каждый для управления направлением вектора тяги в двух плоскостях. Итого, 6 рулевых приводов. Заклинивание в хотя бы в одном приводе может привести к тому, что даже своевременная аварийная остановка проблемного двигателя может всё равно привести к потере SN8, из-за того, что остальные двигатели могут не «вытянуть» аппарат, либо SN8 автоматически подорвут, как и при возникновении любой подобной проблемы с управляемостью.
Клапаны переключения источника топлива
Для питания двигателей Raptor на SN8, впрочем, как и на всех будущих образцах корабля Starship, будут использоваться баки с основным запасом окислителя (кислорода) и горючего (метана), а также баки с дополнительным запасом тех же окислителя и горючего. Дополнительный запас топлива необходим для посадки корабля. Дополнительный бак окислителя находится в носовой части корабля, а бак с метаном в нижней части – между основными баками окислителя и горючего. При взлёте питание двигателей обеспечивают основные баки, но для приземления необходимо переключиться на компоненты топлива из дополнительных. Здесь, кроме подверженных заклиниванию подвижных частей, может иметь место проблема попадания газа наддува баков на входы двигателей, что приведёт к кавитации насосов, срыву режима их работы и аварийному останову двигателей. Если это произойдёт при посадке, то корабль может перевернуться и взорваться.
Посадочные опоры
Для успешного приземления на посадочную площадку SN8 необходимо разложить свои (хоть и маленькие, но всё же) посадочные опоры. В нижней части SN8 содержится 6 посадочных опор. В ожидании старта и в течение большей части полёта они будут сложены, но в преддверии касания посадочной площадки они должны быть активированы. Опоры, сложенные внутрь отсека, разворачиваются и фиксируются в посадочном состоянии. Если этого не сделать, то корабль просто взорвётся при посадке, так как сев на нижний шпангоут фюзеляжа, в двигательном отсеке образуется высокое избыточное давление, что приведёт к его разрушению или к опрокидыванию со взрывом.
Неправильные алгоритмы управления
Некорректные алгоритмы управления полётом. Полёт такого нового корабля по такой необычной траектории требует наличия отлаженного программного обеспечения, полного понимания инженерами-динамиками возможностей органов управления корабля. Если принять, что корабль в принципе управляем с помощью имеющегося набора органов управления, то остаётся надеяться, что система управления будет правильно понимать поступающую информацию от инерциальных и позиционных приборов, и будет информирована о возможностях «крыльев», двигателей ориентации и двигателей Raptor с рулевыми приводами. При наличии любого рассогласования, траектория полёта в какой-то момент отдалится от расчётной настолько, что корабль подорвут.
Принципиальные проблемы
Незапуск двигателей Raptor. При повторном запуске двигатели Raptor вынуждены будут запускаться, располагаясь под необычным углом (не вертикально и не горизонтально) и испытывая повышенную перегрузку. Насколько известно, у SpaceX есть испытательные стенды для двигателей Raptor, где двигатели устанавливаются в строго вертикальное или строго горизонтальное положение, и испытывают перегрузку 1 ед. Однако в момент повторного запуска корабль и двигатели будут повёрнуты к вертикальной оси под значительным углом. Если двигатели не запустятся, то корабль упадёт в Мексиканский залив и взорвётся.
Нестойкость к перегрузкам
Проблемы с прочностью. Не исключено, что SN8 может просто развалиться в полёте, если испытает определённое воздействие внешних факторов или их комбинацию. При испытаниях предыдущих образцов кораблей Starship те неоднократно взрывались, так как была неизвестна действительная прочность сварных швов. Также, при недавних огневых испытаниях SN8, отлетевшие осколки материала посадочной площадки повредили систему пневматического управления клапанами, что едва не погубило корабль. Указанные проблемы, как сообщается, уже решены, но не исключено, что они или какие-то другие не проявятся в будущем. Подобные проблемы могут привести к потере корабля.
Здесь не упомянуты прочие неприятности, связанные с отказом датчиков, клапанов, электроники, наземных систем и т.п., хотя они также не исключены