'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: Новости технологий связанных с космосом  (Прочитано 145408 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

valdis44

  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +2192/-8
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10399
  • Город: Кострома
  • Город:
    • Prado 150 3,0d

Так, ну мы сейчас совершенно точно- выразим озабоченность, а Рогозин им(нам всем) на рояле поиграет ok
Батут предложит. sdfdsf
Записан

rishon

  • Гость

Будет ли жизнь на Марсе? Интересные факты о колонизации

Илон Маск взялся за покорение космоса всерьез и надолго. Сначала ракеты SpaceX научились использовать повторно, следующий шаг – полет на Марс. Для этого компания делает самый большой грузовой космический корабль в истории.

Хотя прототип Starship взорвался на последнем тесте, Маск считает это успехом и остался доволен качеством полученных данных о запуске. Первый полет корабля запланирован уже на 2024 год, если все пойдет хорошо. Вот некоторые подробности будущей экспедиции.

Почему на Марс?

Марс ближе всего к Земле, и на нем приемлемая температура для жизни. К тому же сутки там всего на 39 минут дольше земных, но, правда, год в два с лишним раза длиннее – 687 дней. Зато сезоны сменяются так же, как на Земле, поэтому приспособиться к жизни будет легко.

Корабль, который вернется

Starship должен стать кораблем для многоразового использования. Раньше все ступени ракет выбрасывали, а на Землю возвращали только капсулу с людьми. Но SpaceX уже возвращает ракеты Falcon, и все части корабля Starship тоже будут иметь возможность вернуться. В компании рассчитывают, что корабль сможет летать до тысячи раз в год.

Как лететь вообще будут?

У Маска есть план использовать для полетов такую штуку, как орбитальные синхронизации. Это период, когда расстояние между Землей и Марсом минимальное, происходит такое раз в 26 месяцев. Полет в это время позволит сэкономить на топливе.

Сам план полета следующий. Сперва космический корабль выводится на орбиту ракетой, которая возвращается на Землю. Затем корабль заправляют с помощью корабля-танкера с топливом, который прилетит с Земли. После этого космический корабль летит на Марс, а танкер – домой. На полет на первых порах должно уходить от 80 до 150 дней.

Как будет устроена жизнь колонистов?

Первым колонизаторам нужно будет развернуть базу и оборудование для следующих колоний. Переселенцы сперва будут жить в ракетах, потом под стеклянными куполами, так как на изменение окружающей среды нужно много времени.

Предполагается, что колонисты будут добывать водяной лед и строить завод по производству метана и кислорода из воды и углекислого газа атмосферы. Всего на Красную планету должны доставить миллион человек и потенциально перевозить 10 миллионов тонн грузов в год. На полное создание инфраструктуры должно уйти порядка 20 лет.
Записан

valdis44

  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +2192/-8
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10399
  • Город: Кострома
  • Город:
    • Prado 150 3,0d

<a href="https://youtube.com/v/-cs9MRy-QnQ" target="_blank" class="new_win">https://youtube.com/v/-cs9MRy-QnQ</a>
Записан

Lux

  • Константин
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +9033/-12
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10846
  • Город: Тульская область
  • Город:

 Почему полёт Starship SN8 закончился взрывом при посадке? 

Испытательный полёт Starship SN8 состоялся 9 декабря 2020 года в 22:45 на космодроме в Бока-Чика на юге Техаса (Видео запуска с правильного. Планировалось, что в ходе испытания образец корабля совершит свой необычный полёт на высоту ~12,5 км и вернётся на космодром. Большинство задач полёта действительно были выполнены.



Каковы были задачи испытательного полёта?


Можно выделить следующие основные задачи, не выполнявшиеся ранее:


  ok Полёт на трёх двигателях Raptor
   ok Остановка двигателей в полёте
   ok Зависание на высоте 12 км
   ok Переворот в горизонтальное положение и контролируемое падение
  ok Переключение двигателей на питание топливом от «посадочных» баков
   ok Запуск двигателей в падении и переворот в вертикальное положение
 pif  Посадка (однако, уже выполнялась ранее)
 


 Полёт на трёх двигателях Raptor



Увеличение количества двигателей до трёх кажется простой задачей, но это не так. В полёте от двигателя на конструкцию действуют усилия и вибрации. Чем больше двигателей, тем больше и того и другого. На SN6 на днище кислородного бака, где установлены двигатели, действовала сила около 150 тонн-сил. В ходе полёта SN8 это уже были 500 тонн-сил. Примерно столько весит полностью заправленная ракета Falcon 9. Также существует возможность совпадения случайных вибраций от двигателей, что может дать нагрузку на конструкцию корабля, близкую к предельной.
Помимо вибраций, газовая струя от двигателя создаёт мощные акустические колебания. Достаточно открыть стрим любого ночного запуска Falcon 9 и убедиться, как эти волны сильны в первые секунды подъёма ракеты – водяной пар вокруг ракеты начинает буквально пульсировать . Примерно 0,5% мощности ракетного двигателя преобразуется в звуковые колебания. Так, во время полёта SN8 мощность звуковых колебаний от 3 двигателей Raptor была около 100 МВт, что сопоставимо с звуковой мощностью всех девяти двигателей Merlin 1D, составляющей около 116 МВт. Большая часть этой энергии разлеталась в разные стороны, но часть воздействовала на корабль, рискуя вызвать дополнительные вибрации и отказы ещё неотлаженного оборудования. Успешный полёт SN8 доказал, что Starship может летать с 3 двигателями, не разваливаясь на части.
 
Остановка двигателей в полёте

Аналогично предыдущей, эта задача также представляет сложность. На корабле установлены 3 двигателя, ни один из которых не установлен по центру. Останавливая хотя бы один из них, суммарное направление вектора тяги двух оставшихся перестанет совпадать с осью корабля, из-за чего тот станет лететь, завалившись на бок. Можете открыть стрим полёта SN6, где это показано наглядно (). Одно дело, когда у корабля от старта и до посадки запущены не все двигатели, и совсем другое, когда двигатели запускаются/останавливаются прямо во время полёта. Оставшиеся работать двигатели могут не успеть отклониться в новое положение, корабль потеряет устойчивость и перевернётся. SN8 дважды успешно прошёл это испытание – из 3 двигателей остановили сначала один, а потом ещё один. Корабль при этом продолжал свой уверенный полёт.
 
Зависание на высоте 12 км

В ходе полёта SN6 мы уже видели что-то подобное, но здесь зависание было необходимо для создания начальных условий для решения следующей задачи – контролируемого падения. Вероятно, в SpaceX считали, что начинать падение необходимо сначала «остановившись». Это имеет смысл, так как продолжая двигаться вверх, корабль мог перевернуться не той стороной, или даже начать вращаться, что привело бы к провалу оставшейся программы полёта. Как бы там ни было, Raptor SN42 отработал на отлично. Кстати, этот полёт – одно из самых долгих известных мне испытаний двигателя Raptor. SN42, остановленный последним, непрерывно работал в течение 4 минут 40 секунд (280 секунд), что очень даже неплохо.
 
 Переворот в горизонтальное положение и контролируемое падение

Из состояния зависания корабль повернулся наветренной стороной к Земле (по направлению дальнейшего полёта) и начал падать. Переворачиваться ему активно помогали маленькие азотные двигатели RSC верхней части корабля, что также видно на кадрах со стрима (youtube.com/v/ap-BkkrRg-o?t=6774). Слаженная работа «крыльев» сделала переворот и дальнейший полёт контролируемыми. Аэродинамические поверхности, чем-то напоминающие самолётные закрылки, отклоняясь на определённый угол, то увеличивают, то уменьшают аэродинамическое сопротивление соответствующей стороны корабля, что позволяет задавать ориентацию в пространстве и контролировать падение. При учёте дальнейшего точного попадания в место посадки, можно говорить, что корабль достаточно эффективно боролся с ветром и прибыл в заданную точку пространства, где впоследствии были запущены двигатели.
 
 Переключение двигателей на питание топливом от «посадочных» баков

Для питания двигателей Raptor на SN8, впрочем, как и на всех будущих образцах корабля Starship, будут использоваться баки с основным запасом окислителя (кислорода) и горючего (метана), а также баки с дополнительным запасом тех же окислителя и горючего. Дополнительное, отдельное расположение части запаса компонентов топлива необходимо для сохранения его температуры, пока корабль будет находиться на орбите, чтобы потом обеспечить посадку корабля. Дополнительный бак окислителя находится в носовой части корабля, выступая заодно в качестве противовеса двигателям, а бак с метаном в нижней части – между основными баками окислителя и горючего. При взлёте питание двигателей обеспечивают основные баки, но для приземления необходимо переключиться на компоненты топлива из дополнительных. Судя по факту запуска двух двигателей Raptor, переключение источника питания топливом произошло успешно. Третий двигатель запускать не планировалось.
 
 Запуск двигателей в падении и переворот в вертикальное положение




При повторном запуске двигатели Raptor вынуждены были запускаться, располагаясь под необычным углом (не вертикально и не горизонтально) и испытывая повышенную перегрузку. Насколько известно, у SpaceX есть испытательные стенды для двигателей Raptor, где двигатели устанавливаются в строго вертикальное или строго горизонтальное положение, и испытывают обычную для нас перегрузку 1 ед (9,8 м/с^2). Однако в момент повторного запуска корабль и двигатели были повёрнуты к вертикальной оси под значительным углом, практически под прямым. Испытание доказало, что Raptor можно успешно запустить в таких необычных условиях.
Ещё перед поочерёдным запуском двух двигателей, те отклонились в крайнее положение, чтобы с первой секунды создавать тягу в нужном направлении (). Raptor SN42, который не планировалось запускать, предварительно отклонился в другую сторону, чтобы не мешать двум другим двигателям. Активную помощь двигателям оказывали «крылья» корабля – нижние «крылья» были полностью сложены, а верхние переведены в нейтральное положение, чтобы помочь перевороту и в дальнейшем работать как стабилизатор. Корабль начал переворачиваться. Не дожидаясь завершения переворота, двигатели оперативно отклонились в противоположное положение, чтобы погасить вращение корабля и вовремя его остановить. За несколько секунд SN8 успешно завершил переворот и занял близкое к вертикальному положение.
 
 Посадка

Через несколько секунд после переворота Starship SN8 стало понятно - что-то пошло не так и успешную посадку мы не увидим. Еще при нацеливании корабля на посадочную площадку газовая струя одного из двигателей окрасилась в зелёный цвет, а второй и вовсе был остановлен. Через несколько секунд корабль рухнул на посадочную площадку, взорвался и был таков. Успешная посадка так и не состоялась, но по известному месту удара о бетон и понимании некоторой неуправляемости корабля в последние секунды можно судить, что приземление должно было быть точным.
 
 Что же случилось при посадке?

Через некоторое время после полёта Starship SN8 Илон написал в твиттер (), что давление в дополнительном («посадочном») баке горючего было слишком низким для нормальной работы двигателей Raptor. Похоже, так оно и было, ведь сказанное и увиденное неплохо сочетаются друг с другом.

Итак, давление метана на входах в двигатели упало. Из-за этого практически сразу был (видимо, автоматически) остановлен один из двух запущенных двигателей. Второй продолжил работу, но так как кислорода стало поступать сравнительно больше, чем метана, то режим работы и охлаждения двигателя нарушился – он стал буквально сгорать изнутри. Зелёный цвет газовой струи, вероятно, был вызван горением медных оболочек, помогающих двигателю охлаждаться. Любопытно, что Raptor боролся до самого конца, испытывая очевидный недостаток входного давления одного из компонентов топлива.
 



 Почему давление в метановом баке упало до недопустимого?

На любой ракете есть система наддува топливных баков, которая должна обеспечивать закачку газа, часто подогретого, в верхнюю часть баков. Газ давит на компонент топлива и, тем самым, создаёт необходимое давление на входе в двигатель. Насколько известно, для двигателя Raptor необходимо входное давление жидкого кислорода 6 бар (0,6 МПа или около 6 атмосферных давлений). Минимально допустимое входное давление жидкого метана, скорее всего, должно быть меньше этого – в районе 3,5…5 бар. Если учесть, что двигатели при посадке, скорее всего, дросселировали (снижали тягу) до 50…60% от номинальной тяги, то можно предположить, что минимально допустимое входное давление метана на дроссельном режиме должно быть ещё ниже – около 2,5…3 бар. Но даже такого сравнительно низкого давления там не нашлось. Топливные баки Starship, напомню, могут выдерживать давление 8,5 бар, обеспечивая коэффициент безопасности (запаса) 1,4.

Причин отказа может быть несколько. Истинная - вероятно, одна из них.


 Неправильные алгоритмы системы управления. Система управления могла просто «забыть» наддуть топливный бак метана, но такая причина маловероятна. Судя по практически идеальной остальной части полёта, вряд ли в программу забыли добавить операцию наддува топливного бака.

 Неправильный расчёт системы наддува. Иногда недооценивают сложность задачи пневмогидравлических систем подачи топлива. Да, двигатели часами отрабатывают на стендах, но двигатели работают в условиях, которые обеспечивает пневмогидравлическая система. Обеспечение необходимого давления и сплошности среды на входах в двигатели только со стороны кажется простой задачей. Но если мы начнём перечислять вариативные факторы, то становится ясна сложность: топливо заправляют с различными содержанием газа и температурой; от двигателя приходит различное количество газа наддува с непостоянной температурой; ракета подвержена разным колебаниям, переворотам и торможениям (особенно SN8); показания датчиков и скорость срабатывания клапанов не идеальны; и прочее. Так что, неудивительно, что расчёт системы мог быть выполнен без учёта какого-то важного фактора, или например, расчётная и монтажная схемы трубопроводов отличались друг от друга.

Отказ системы наддува. Вероятная причина, вызванная отказом какого-нибудь клапана или регулятора давления при отсутствии его дублирования (второй такой же клапан, работающий при отказе первого). Первая ступень Falcon 9 B1050 уже однажды не смогла вернуться  из-за отказа основной системы и отсутствия дублирующих элементов. В дальнейшем это исправили.

Разгерметизация метановой топливной системы. Также не самая последняя причина. Разгерметизация стыка или трубопровода вполне могла привести к такому катастрофическому падению давления вплоть до атмосферного. Как мы выяснили выше, Raptor в таких условиях работать не может.
 



Так или иначе, SpaceX уже информированы об истинной причине, и вскоре она будет устранена.

Автор: Елисей Маслов
Записан

Lux

  • Константин
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +9033/-12
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10846
  • Город: Тульская область
  • Город:

Rocket Lab запустили миссию The Owl's Night Begins

Peter Beck (CEO Rocket Lab):
— Идеальная переходная орбита

Ракета Electron отработала штатно в этом запуске, поздравляем команду Rocket Lab!

7-й запуск этого года в копилку компании! Electron - самая запускаемая (после Falcon 9 ) ракета США, и одна из самых запускаемых в мире.







Записан

Lux

  • Константин
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +9033/-12
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10846
  • Город: Тульская область
  • Город:

Частная ракета компании Astra достигла линии Кармана!

 Astrа:
— ЛИНИЯ КАРМАНА ДОСТИГНУТА !!!!!!!
<a href="https://youtube.com/v/YKqk9uo5N1E" target="_blank" class="new_win">https://youtube.com/v/YKqk9uo5N1E</a>

Подробности запуска ракеты Astra Rocket 3.2

Chris Kemp (CEO Astra):
— Ракета успешно достигла целевой высоты в 390 километров, но скорость была всего на полкилометра в секунду меньше необходимой скорости в 7,68 км/с для выхода на орбиту, ступень была всего в нескольких секундах от выхода на орбиту.
|
— Это достижение намного превзошло ожидания нашей команды от сегодняшнего запуска.

Orbital space

Испытательная ракета компании Astra Rocket 3.2 миновала т.н. линию Кармана на высоте 100 км, которую большинство считает барьером между атмосферой Земли и космосом, во время сегодняшнего запуска.

Компания отдельно отмечает, что не ожидала, что добьётся такого успеха.
Через 57 секунд после старта ракета преодолела Max-Q - точку максимального динамического сопротивления. После чего успешно отработала 1-я ступень (и для сегодняшнего запуска это уже можно было назвать успехом), но ракета продолжила свой полёт.

Через 2 минуты и 29 секунд Rocket 3.2 провела успешное разделение ступеней. 2-я ступень ракеты после этого преодолела линию Кармана.

Включение двигателя 2-й ступени прошло успешно и через 6 минут по таймеру миссии двигатель был отключён.

Однако, из-за не идеальной топливной смеси для двигателя 2-й ступени, ракете не удалось выйти на орбиту. Ступень достигла целевой высоты орбиты, но скорость в 7,2 км/с недостаточна для выхода на орбиту, необходима скорость в 7,68 км/с.

По данным астронома Джонатана Макдовелла (Jonathan McDowell): "Rocket 3.2 достигла параметров орбиты примерно 1100 x 390 км x 98,1° и сошла в Тихом океане примерно через 21 минуту после старта, возможно, около острова Джарвис в центральной части Тихого океана.

Разбор полётов

Astra говорит, что просчитать и испытать на земле такие нюансы не представляется возможным и выяснить это можно только на практике. В компании заявили, что они уверены, что могут исправить это и попробовать вывести полезную нагрузку уже в начале следующего года. Это не потребует каких-либо изменений в аппаратном или программном обеспечении, нужно поменять лишь некоторые параметры.

"Мы занимаемся своей ракетой всего около четырёх лет, в нашей команде всего около 100 человек. Эта команда смогла преодолеть огромные трудности на пути к этому успеху. Причём из-за одного положительного случая COVID-19 в команде, большинство людей команды не смогли участвовать в подготовке ракеты к этому запуску. В итоге всего пять человек на месте подготовили ракету к запуску за пару дней! Остальные работали удалённо из центра управления полетами в Калифорнии.

Теперь нам нужно провести некоторую настройку нашей Rocket 3.3, которая в настоящее время находится в Калифорнии на заводе Astra, прежде чем мы осуществим последний испытательный полёт уже с полезной нагрузкой на борту перед началом плановых полётов", - заявили в компании.

Отметим, что это был второй полёт из серии испытаний компании. Rocket 3.1 и 3.2 являются частью запланированной серии из трёх запусков, которые, по словам компании, должны помочь достигнуть орбиты к третьей попытке.


Astra - это небольшой стартап из США с амбициозной целью по создании самой дешёвой одноразовой ракеты своего класса для вывода малых спутников в мире. Ракета Astra Rocket меньше чем ракета Electron компании Rocket Lab. Компания скорее конкурирует с Virgin Orbit, которой тоже только предстоит достичь орбиты с помощью своей ракеты LauncherOne (старт намечен на 19-20 декабря).

"Орбита - это сложно", как любит говорить главный инженер одной космической компании, чья ракета вышла на орбиту лишь с 4-й попытки, а теперь компания покорила околоземную орбиту и готовится отправиться дальше. Пожелаем и Astra успехов на их пути к орбите! Go Astra!
Записан

rishon

  • Гость

Китайский космический аппарат доставил на Землю образцы лунного грунта

Посадочная капсула лунной миссии Китая "Чанъэ-5" вернулась на Землю, доставив 2 кг лунного грунта. Капсула приземлилась 17 декабря в 01:30 по местному времени в автономном районе Внутренняя Монголия.

Китайские СМИ отмечают, что впервые за 40 лет после американской миссии "Аполлон" и советского аппарата "Луна-24", был реализован проект по доставке на Землю геологических образцов с поверхности Луны.

Наземные группы выехали к месту приземления капсулы. Однако на ее поиск может потребоваться время, так как в хошуане (административная единица, аналогичная уезду) Сыцзыван выпало много снега.
Записан

sapa

  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +4940/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11353
  • город-герой Мурманск
    • Prado 150 4.0 Prestige 2020

Резервы воздуха на МКС оказались на исходе из-за утечки

Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU - Установить место утечки воздуха на Международной космической станции (МКС) необходимо в ближайшее время, поскольку резервы воздуха на станции подходят к концу, сообщил представитель ЦУП в ходе переговоров с экипажем, трансляцию которых ведет NASA.

"Мы сейчас теряем уже резерв безопасности по газам и вынуждены будем в ближайшее время эту проблему уже решить", - сказал представитель ЦУП.

"Время истекает" - добавил он.

По словам представителя ЦУП, наземные специалисты пока не представляют, в какой части переходного отсека модуля "Звезда" находится место утечки воздуха. Для экономии воздуха, возможно, придется держать переходный отсек закрытым почти все время, что затруднит работу экипажа, отметил специалист.

29 октября исполнительный директор "Роскосмоса" по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев заявил, что трещина, обнаруженная в модуле "Звезда" российского сегмента МКС, возможно, не является местом утечки воздуха на станции. Специалисты продолжают искать причину разгерметизации.

30 октября в "Роскосмосе" назвали преждевременными озвученные некоторыми СМИ выводы о происхождении трещины из-за внешнего воздействия.

Об утечке воздуха на МКС стало известно 20 августа. Тогда пресс-служба "Роскосмос" сообщила об изоляции экипажа станции в российском модуле "Звезда" на время проверки давления в американском сегменте. 24 августа гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил "Интерфаксу", что утечка воздуха на МКС незначительна и еле уловима приборами.

К настоящему времени место утечки воздуха изолировано временными средствами.

В пресс-службе Роскосмоса сообщали, что размер трещины на МКС составляет до 4 см.
Записан
С уважением,

rishon

  • Гость

Собака-робот от Boston Dynamics будет покорять Космос

Ученые из Лаборатории реактивного движения NASA представили робота Au-Spot с искусственным интеллектом.

Это – модифицированная версия Spot от Boston Dynamics.

Ученые оснащают четвероногих роботов, имитирующих животных, искусственным интеллектом и набором сенсорного оборудования, чтобы помочь им автономно перемещаться по Красной планете. В презентации исследователи представили "Марсианских собак", которые могут маневрировать лучше, чем марсоходы Spirit, Opportunity, Curiosity и Perseverance.

По словам разработчиков, маневренность и устойчивость этих моделей сочетаются с датчиками, которые позволяют им избегать препятствий, выбирать между несколькими путями и строить виртуальные карты заглубленных туннелей и пещер для операторов на домашней базе.

Традиционные марсоходы ограничиваются плоскими поверхностями. А роботы-собаки хорошо подходят для исследования районов, расположенных на пересеченной местности или под землей, даже, если они упадут, то смогут подняться.

"Падение не означает провал миссии. Используя алгоритмы восстановления, робот может самостоятельно выпрыгивать из множества падений", — сказали ученые.

Марсианские собаки будут примерно в 12 раз легче современных марсоходов. Это позволит им путешествовать намного быстрее, достигая скорости ходьбы 5 км/ч. А марсоход Curiosity движется по поверхности Марса со скоростью около 0,14 км/ч.

Au-Spot сканирует окружение с помощью множества датчиков, которые обрабатываются бортовым компьютером, что позволяет «Марсианской собаке» отображать то, что вокруг него, в 3D. Робот также обрабатывает данные от лидаров – дистанционного зондирования с использованием лазерных импульсов, визуальных, тепловых и датчиков движения для создания трехмерных карт. Кроме того, он использует ИИ, чтобы узнать, каких структур следует избегать.

<a href="https://youtube.com/v/oMcKE6vrs3M" target="_blank" class="new_win">https://youtube.com/v/oMcKE6vrs3M</a>
Записан

Lux

  • Константин
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +9033/-12
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 10846
  • Город: Тульская область
  • Город:

Темная материя посылает странные сигналы: неожиданный эксперимент


Василий Макаров

Эксперимент, целью которого был поиск таинственной темной материи, подарил ученым несколько необычных сигналов — и теперь научное сообщество в замешательстве.





С 2016 по 2018 годы исследователи разрабатывали эксперимент под названием XENON1T, предназначение которого заключалось в раскрытии тайны темной материи. Поскольку, по предположениям ученых, это вещества должно присутствовать практически повсюду, XENON1T должен были искать редкие свидетельства того, когда ее частицы вступают во взаимодействие с «обычной» материей.

Для этого ученые установили оборудование напротив огромного резервуара, заполненного несколькими тоннами жидкого ксенона. Когда сквозь резервуар проникает какая-либо внешняя частицы, она возбуждает атомы ксенона и создает вспышку света, а также поток свободных электронов, которые и должен обнаружить XENON1T.

Примечательно, что подобные явления могут быть следствием не только контакта с темной материей, но и с практически любыми известными частицами. Для того, чтобы отфильтровать «мусорную» материю, команда создавала теоретические модели и строила прогнозы ожидаемых возмущений, а затем сравнивала их с реальной картиной.


Как результат — физики получили «фантастическое обилие» возмущений ксенона. Помимо 232 ожидаемых вспышек было зафиксировано целых 53!

Что-то странное определенно происходит внутри резервуара с ксеноном. Но что именно?

Исследователи говорят, что есть три возможных объяснения. Давайте сначала избавимся от скучного: это может быть просто случайный источник фоновых помех. Сигнал согласуется с примесями трития в резервуаре, и потребуется всего несколько атомов трития на 10 септиллионов (!) атомов ксенона, чтобы создать дисбаланс. К сожалению, ни один инструмент не обладает достаточной чувствительностью, чтобы обнаружить такие ничтожные уровни трития в нескольких тоннах ксенона, поэтому данную версию нельзя исключать.

К счастью, две другие идеи гораздо интереснее. Команда говорит, что в качестве источника возмущений лучше всего подходит гипотетическая элементарная частица, называемая аксионом. Концепция этих частиц была впервые предложена в 1970-х годах. Если бы аксионы имели определенную массу, то они могли бы объяснить странности, которые мы приписываем темной материи.


Хотя эти конкретные солнечные аксионы не были бы кандидатом в «темную материю», в случае подтверждения данной гипотезы эксперимент станет первым в истории науки подтвержденным свидетельством обнаружения любого вида аксионов как таковых. Это само по себе было бы чрезвычайно значительным открытием.

Третье объяснение состоит в том, что эти сигналы происходят от неизвестных ранее свойств нейтрино. Эти сверхлегкие элементарные частицы повсюду и редко взаимодействуют с другим веществом, но все же иногда они это делают. Если нейтрино взаимодействуют с ксеноном, то обладают большим магнитным моментом, нежели тот, который описывает стандартная модель физики элементарных частиц. Если эта теория окажется правдивой, то нам потребуется внести корректировки в привычные физические модели.

Команда утверждает, что на данный момент теория солнечных аксионов является лидером. Следующая фаза эксперимента предполагает увеличение массы ксенона в три раза при общем снижении фоновых «шумов» — так что ответ мы можем узнать совсем скоро
Записан