Эксперты оценили версию о «странном поведении» пилота Ту-154
14 марта газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что причиной катастрофы самолета Ту-154 Минобороны 25 декабря прошлого года могло стать «странное поведение» пилота. Генпрокуратура назвала эту информацию «догадкой». Эксперты, опрошенные РБК также считают версию безосновательной. Основные версии катастрофы к этому моменту и мнения экспертов — в обзоре РБК
14 марта газета «Коммерсантъ» со ссылкой на выводы комиссии, расследовавшей причины катастрофы, сообщила, что ее причиной стали попытки пилота посадить самолет на воду. После того как самолет взлетел и набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360–370 км/ч, пишет газета, командир экипажа Роман Волков по неизвестной причине начал посадку. Спустя 10 секунд контролируемого снижения самолет ударился об воду и развалился.
К таким выводам, по данным источников издания, комиссия пришла после изучения параметрического самописца и 3D-моделирования полета Ту-154. Причинами такого поведения летчика комиссия называет возможную дезориентацию в пространстве (дезориентировать экипаж могли звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу — в виде отражений на поверхности воды — «звездный мешок») и усталость экипажа. Летчики могли устать, из-за того что вместо Моздока им пришлось садиться в Адлере и лететь ночью, хотя запланирован был дневной полет. Генпрокуратура назвала данные публикации «догадками».
Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев сообщил РБК о несоответствии новой версии крушения Ту-154 системе пилотирования. «Если бы пилот перешел в режим посадки, то он вывел бы машину в горизонтальное положение и это длилось бы какое-то время, а в этом случае самолет разбился буквально в сотнях метров от береговой линии. Поэтому эта версия с физической точки зрения невозможна, она не вяжется с системой пилотирования», — рассказал РБК Горбачев.
Что произошло с самолетом Минобороны Ту-154
25 декабря прошлого года самолет Минобороны Ту-154, направлявшийся из Адлера в сирийскую Латакию, на второй минуте полета пропал с радаров и потерпел крушение над Черным морем. На борту находились 92 человека: военнослужащие, артисты ансамбля имени Александрова, сотрудники трех российских телеканалов и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Все они погибли.
Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что версия катастрофы Ту-154, описанная в газете «Коммерсантъ», «безосновательна», поскольку пилоты при взлете ориентируются только по приборам. «Все этапы взлета контролируются очень строго. И не визуально, а только по приборам. Поэтому потерять пространственное положение они (экипаж Ту-154. — РБК) не могли. Если у авиагоризонта происходит так называемое заваливание, такое может произойти. Но есть же авиагоризонт командира, второго пилота, есть резервный авиагоризонт. А все три не могли отказать», — сказал Романов.
«Если у командира плохое самочувствие или потеря сознания, то такая ситуация возможна. Но это не говорит о том, что они перешли на этап посадки и решили вдруг посадить самолет в море», — добавил он.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что версия катастрофы Ту-154, описанная в «Коммерсанте», возможна только при определенных условиях. «Я 20 лет отлетал на этом типе самолета. Вот эта ситуация — когда звезды и снизу, и сверху — имеет место быть, но в очень хорошую погоду, в безлунье, когда нет облачности и видимость более 20 км», — сказал он, отметив, что во время аварии небо было облачным.
«Именно в Сочи, когда перелетаешь береговую черту, если перевести взгляд с приборов на внешние факторы, возникает иллюзия крена — получается, что ты как бы находишься в космосе», — сказал Сытник. По его словам, такую иллюзию можно преодолеть, «закрывшись шторкой» и работая исключительно по приборам.
«Другое дело, когда по какой-то причине пилот потерял управление и пространствоположение. Но он же не один в кабине. Второй летчик, штурман, бортинженер могли его отстранить от пилотирования. С другой стороны, если б они все вместе не понимали, что делать с самолетом, как версия это имеет место быть. Но не более того», — добавил Сытник.
«Звезды не отражаются в море, так как имеют малую насыщенность света», — утверждает бывший военный летчик Виталий Соколовский. По его словам, на взлете, в определенных метеоусловиях, и учитывая ночное время, пилоты руководствуются показаниями приборов. «Это требует четкого распределения внимания. И если произошел отказ в приборах, пилот мог совершить ошибку», — объясняет Соколовский.
Эксперт указывает, что экипаж упавшего Ту-154 имел большой опыт. «Я знал их лично, служил с половиной этого экипажа», — рассказывает пилот. Он также добавил, что Ту-154, несмотря на возраст, имеет малый процент отказа. «Я семь лет прослужил на таком самолете, приборы ни разу не подвели», — резюмирует Соколовский.
Подробнее на РБК