Запрет на ввоз иномарок без системы ГЛОНАСС добавит проблем и тем Россиянам, которые давно купили подержанные автомобили
Оказывается, буквально у любого владельца подержанного автомобиля, даже ввезенного в страну много лет назад, могут возникнуть неожиданные сложности. Как рассказал корреспонденту "Авторамблера" экс-сотрудник таможенной службы, до половины всех машин с пробегом растаможены с грубым нарушением законов. Долгие годы на эту "особенность" не обращали внимания. А теперь власти готовятся к проверкам. Что делать автовладельцам? Как выходить из патовой ситуации? Давайте разбираться вместе.
В конце девяностых – начале двухтысячных активно использовались нелегальные схемы ввоза автомобилей из-за границы. Действовали они по-разному, иногда машина ввозилась в обход таможни и на нее выдавался дубликат ПТС, якобы взамен утерянного оригинала с таможенными отметками. Нередко встречались и ситуации, когда на самой таможне выдавались "левые" ПТС с таможенными отметками, ни в какие базы при этом машины не вносились.
По оценкам лиц, знакомых с ситуацией, по серым схемам было ввезено от 30% до 50% от всего объема машин. "У нас шли целые фуры таких автомобилей", - рассказывает бывший работник таможни, по понятным причинам пожелавший не раскрывать свои данные. Причем, по его словам, даже покупка нового автомобиля у дилера в то время если и снижала такую вероятность, то отнюдь не гарантировала "чистоту" ввоза. Сэкономить на растаможке хотелось всем.
Много лет эти автомобили ездили, меняли владельцев и перерегистрировались за редким исключением без всяких проблем. Никому и в голову не приходило проверять, как машины попали в Россию. Документы есть, на откровенную подделку не похожи, значит, все нормально. Под проверки и соответствующие проблемы попадали только владельцы совершенно "левых" документов, с несуществующими серийными номерами или на поддельных бланках.
После введения запрета на ввоз иномарок без системы ЭРА-ГЛОНАСС начинают "закручивать гайки", возникают ситуации, когда автовладельцы, совершенно законным путем несколько лет назад купившие с рук ввезенные ранее машины, при попытке снять с учета и продать автомобиль с удивлением узнают, что он никогда не официально не ввозился в страну. Сотрудники МРЭО отказываются проводить регистрационные действия с такими машинами, в одном из случаев, со словами "будем считать, что эти документы мы никогда не видели".
Нужно знать, что если машина была ввезена более 5 лет назад, то наказать автовладельца лишением регистрации и соответствующим изъятием документов не имеют права. "Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности)", - гласит пункт 51 Правил регистрации транспортных средств.
В результате, владельцы просто не могут продать машины. Только по доверенности, что является не самым лучшим вариантом. Более того, такую машину невозможно даже утилизировать. Ведь утилизация - тоже регистрационные действия. Значит, налоговая нагрузка остается с владельцем навсегда. Фактически, машина оказывается на "вечном учете".
Если ранее, узнав неприятную новость, еще получалось растаможить машину законным способом, потратив деньги и время, то с 2017 года сделать это будет невозможно.
"С 1 января 2017 года для выпуска в обращение автомобиля требуется его оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком устройстве должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, для получения которого следует обращаться в уполномоченные органы по сертификации, сведения о которых размещены на сайтах ЕЭК и Росаккредитации.
Таможенные органы выдают ПТС с учетом сведений, содержащихся в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства. При отсутствии в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства сведений об установленном в автомобиле устройстве вызова экстренных оперативных служб ПТС таможенными органами выдаваться не будет", - говорится в сообщении ФТС.
Теоретически, автовладелец может попробовать восстановить свои права на автомобиль, доказав, что был добросовестным приобретателем и в таможенном оформлении не участвовал. Некоторые юристы рекомендуют подавать в суд на первого владельца, который нелегально ввез машину. Примеры выигранных дел есть. В случае успешного судебного решения машина заново ставится на учет в ГИБДД, а владелец получает легальный ПТС.
Самые неприятные сюрпризы могут настигнуть автовладельцев, которые, не подозревая о том, что их автомобиль был ввезен по "серой" схеме, отправятся на этих машинах за границу. Проверки проводятся теперь часто. Так что вариантов интересного развития событий масса. Самый безболезненный – конфискация нелегально ввезенного автомобиля. Массовым это явление не будет, никому не нужны тысячи конфискованных машин, но шансы попасть "под руку" вполне реальны. При этом попытку ввезти машину по поддельным документам можно расценить и как контрабанду, тогда у незадачливого владельца будет еще больше проблем.
Самый худший расклад – история, когда в Россию была ввезена машина с "грязным" прошлым. Например, ранее в другой стране она "засветилась" в криминальных делах. "На ней и пара трупов может висеть", - рассказывает таможенник. При выезде подозрительного автомобиля информация о нем будет передана в интерпол, это не распространенная схема, но используемая, и если подтвердятся криминальные данные, на нынешнего владельца могут "повесить" все прошлое его автомобиля.
РИА "Новости"