На днях российских автомобилистов взбудоражила новость, что МВД России отменило приказ, запрещающий «гаишникам» останавливать автомобилистов вне постов ДПС. Об этом заявил на совещании у Президента России Владимира Путина с членами правительства первый зам. главы МВД Александр Горовой. Чем это, собственно, грозит автомобилистам? С этим вопросом «ЗБ» помог разобраться известный автоюрист Михаил Лычев, который ведёт практику в Бабушкинском районе. Что меняется Речь идёт не об изменениях в Правилах дорожного движения: поправку вносят в регламент, по которому сотрудники ГИБДД работают с марта 2009 года, а именно в один пункт приказа МВД России №185, где перечислены причины, по которым инспектор может останавливать транспортные средства. — Сейчас в регламенте сказано, что останавливать машины для проверки документов можно только на стационарных постах ДПС, — рассказывает Михаил Лычев. — После внесения поправки этого пункта больше не будет. Однако, по мнению юриста, всё это никак не отразится на автомобилистах. На практике инспекторы ГИБДД и сейчас останавливают автомобили вне поста ДПС, и законных причин для этого предостаточно, отмечает Лычев. Когда вас могут остановить — Если вы нарушили правила движения на глазах у инспектора или ваше нарушение зафиксировала камера, то, разумеется, никто не будет ждать, когда вы доедете до ближайшего поста ДПС. Вас остановят на любом участке дороги, — говорит Лычев. Кроме того, во многих случаях «гаишники» могут тормозить машины и требовать документы, даже если водитель ничего на нарушил, например если похожий автомобиль находится в розыске. Или же если у ГИБДД есть ориентировка, что на машине такой марки и цвета совершили преступление. Также на дорогах часто проводятся оперативно-профилактические рейды по выявлению пьяных водителей, незаконных мигрантов, фактов перевозки наркотиков и так далее. В этом случае на дорогах тоже проверяют документы. Нередко случается, что сотрудник ГИБДД останавливает машину, чтобы попросить водителя выступить в роли понятого или очевидца ДТП. — Поводом для остановки вне поста может послужить даже подозрение на то, что вы нарушили правила, — продолжает Лычев. — Например, инспектору показалось, что вы совершили обгон в неположенном месте или превысили скорость, — это прописано в регламенте как «установленные визуально признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Стоит ли ожидать засад? — Водители опасаются, что теперь их будут за каждым кустом поджидать засады «гаишников». Но на самом деле всё это возможно и сейчас. Как я уже говорил, инспектор всегда может найти повод остановить машину на трассе. Более того, патрульные автомобили вправе стоять на дороге незаметно — с выключенными проблесковыми маячками и с заглушённой сиреной, — говорит Михаил Лычев. Также многие сразу вспомнили о «лихих девяностых», когда под личиной сотрудника милиции мог оказаться преступник. По мнению некоторых автовладельцев, поправка в регламент повлечёт за собой новый всплеск активности аферистов на дорогах. — Действительно, обычному водителю трудно на глаз отличить настоящего инспектора от замаскированного мошенника. Сейчас любой автомобиль можно оборудовать, как машину ДПС, купить в Интернете форму, подделать удостоверение и жетон. А обычные граждане, как правило, не знают, как выглядит настоящая амуниция «гаишников», — говорит Лычев. В случае если инспектор вызывает подозрение, юрист рекомендует водителям позвонить в службу «112» и уточнить, состоит ли данный сотрудник в штате. Также нелишним будет сфотографировать на телефон его удостоверение и жетон.