1. Если гидравлическая жидкость с фильтром в автоматической коробке не менялись более 30000 км пробега, рекомендуем заменить фильтр АКПП и ATF, не дожидаясь холодов. Если ATF имеет коричневый или черный цвет, или содержит мелкие металлические частицы, советуем менять в независимости от пробега авто.
2. При холодном запуске нужно дать немного прогреться двигателю, далее рекомендуется прогревать автоматическую коробку передач. Для этого нажимаем на педаль тормоза, и рычаг выбора диапазонов переключения передач ставим на «L» (можно, конечно, и на «D» или «R», если есть ручной режим, переключаем вручную до первых двух передач, потом переводим селектор «автомата» в положение «R»). Если двигатель заглох, даем больше прогреться двигателю. После включения передачи возможно появится вибрация, это происходит из-за интенсивного трения гидравлической жидкости в гидротрансформаторе АКПП. Насосное колесо вращается, а турбинное колесо заторможено до тех пор, пока вы не выключите передачу или не опустите ногу с тормоза, возникает трение гидравлической жидкости между насосным и турбинным колесами, молекулы ATF начинают интенсивно разогреваться. Насос АКПП постоянно подпитывает гидротрансформатор, а с гидротрансформатора происходит слив ATF в поддон АКПП.
Сколько держать ногу на тормозе? Все зависит от температуры окружающего воздуха и объема ATF в АКПП. Чем холоднее, тем дольше. При -20 градусов Цельсия рекомендуемое время 5-8 минут.
3. Итак, начинаем движения: ставим рычаг выбора диапазонов переключения передач на «L» и, не нажимая более 1/3 педали акселератора (газа), проезжаем 50-100 метров, затем переводим рычаг в «2», потом «3» и «D». За это небольшое время гидравлическая жидкость успеет совершить несколько проходов по АКПП, теплой попадет в муфты включения передач, а так как скорость небольшая, обороты двигателя маленькие, процесс включения муфт пройдет в щадящем, оптимальном режиме, без износа фрикционных элементов.
Если у Вас система управления АКПП электронно-гидравлическая, то, вероятнее всего, у вас есть программа управления «автоматом» зимой. Имеются кнопки, как правило, расположенные рядом с рычагом выбора диапазонов переключения передач или на приборном щите. Кнопки для выбора зимней программы обычно обозначаются так: «WINTER», «W», «SNOW», «*» или «HOLD». При нажатии этой кнопки АКПП начинает работать по алгоритму, исключающему пробуксовку колес при старте авто с места, иными словами исключается работа 1-й передачи вообще и движение авто начинается сразу со 2-й передачи. Переключение передач на высшую ступень происходит при минимальных оборотах двигателя. Все нагрузки во время начала движения принимает на себя гидротрансформатор, который сглаживает рывки, гидравлическая жидкость АКПП нагревается сильнее, чем в обычном режиме движения, поэтому летом зимней программой пользоваться нельзя.
4. Не нажимайте резко педаль акселератора (газа), если дорожное покрытие неоднородно зимой, например, имеет участки сухого асфальта вперемешку с участками, покрытыми льдом. Старайтесь преодолеть этот участок без ускорения. Дело в том, что колеса вашего автомобиля, попадая на участок со льдом, могут пробуксовывать на месте, «автомат» переключается на повышенную передачу, и в это время колеса попадают на сухой асфальт, «автомат» резко переключается на низшую передачу, и так может быть не один раз за короткий отрезок времени, при этом трансмиссия испытывает огромные нагрузки. В итоге может оборвать тормозную ленту в АКПП, и у Вас пропадет 2-я, 4-я передача. Это относится, в первую очередь, ко всем автоматическим коробкам передач Mitsubishi, Hyundai, а также к некоторым «автоматам» Chrysler и Ford.
5. Если автомобиль застрял. Прежде чем изрядно продавить педаль акселератора, рычаг выбора диапазонов переключения передач ставим в положение «1» или «L». Не рекомендуем выбирать диапазон «R» (задний ход), из-за большего передаточного отношения. Теперь можно пробовать выехать, но педаль газа нажимаем не больше 1/3 от всего хода. Если пытаться выехать на диапазоне «D», когда машина застряла, и давить на педаль что есть силы, то происходит следующее: одно колесо, как правило, заблокировано, второе вращается все быстрее и быстрее, АКПП переключается на 2, 3, 4-ю передачу, а нагрузка все равно большая. Попробуйте на простой механике выехать из болота на 4 передаче, что произойдет? Правильно, в лучшем случае сгорит сцепление, в худшем развалится «корзина». Аналогично на «автомате» - сгорят фрикционные диски, или не просто сгорят, а приплавятся друг к другу вместе с опорным диском. Температура в районе их контакта в таких случаях доходит до 600 градусов Цельсия. Как вы думаете, а что будет с гидравлической жидкостью в «автомате»? Конечно, жидкость очень быстро сгорает.