Сегодня депутаты Госдумы рассмотрят во втором и третьем чтениях поправки в закон «Об оружии». Они ужесточают правила обращения с травматическим оружием. В подробности вникала корреспондент «Вести ФМ» Ольга Беляева.
Закрутить гайки в сфере оборота травматического оружия потребовал президент Дмитрий Медведев после ряда громких происшествий с его использованием. События последних недель также подтвердили актуальность проблемы. В первую очередь депутаты решили максимально точно прописать само понятие гражданского оружия. Теперь это огнестрельное оружие ограниченного поражения — пистолеты, револьверы и бесствольные стреляющие устройства, которые поражают живую цель травматическим патроном. Важное уточнение появилось в законе — пневматическое оружие не предназначено для самообороны. Этот момент вызвал неоднозначную реакцию. Заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Виктор Илюхин заметил, что такое оружие спасло не одну жизнь.
«Есть десятки, сотни примеров, когда преступление было предотвращено тем, что на руках у женщины или другого человека было травматическое оружие», — отмечает Илюхин.
Спортивная пневматика также теперь считается гражданским оружием и требует ужесточения правил владения ею. Впрочем, другая норма жизнь спортсменам-стрелкам облегчит. Дело в том, что обычным владельцам пневматики при покупке патронов надо будет показать лицензию на оружие. Спортсмену же достаточно предъявить удостоверение члена спортклуба. Однако наблюдатели усмотрели в этой норме элемент коррупционности — зачем спортсмену приобретать патроны, если их ему выдают на стрельбище? И сколько стоит получить корочку спортсмена-стрелка?
Усложнение процедуры выдачи лицензий стало самым дискуссионным моментом. В первом чтении предлагалось ограничить продажу оружия двумя единицами в одни руки и раз в пять лет сдавать экзамен на правила безопасности обращения с ним. Эти нормы решено дополнить конкретикой: не ввозить на территорию страны гражданское оружие иностранного производства, что касается отечественного — его можно ремонтировать самостоятельно, за исключением ударного механизма и бойка. Ибо именно эти части превращают травматику в боевое оружие, поясняет заместитель председателя думского комитета по безопасности Геннадий Гудков.
«У нас копья ломают в отношении маломощного оружия. В обычной жизни из него ни кошку, ни ворону убить невозможно. А вот если переделывают это оружие, мы вводим наказание, так как люди увеличивают мощность, меняют пружины. И оно становится опасным. Поэтому, по закону, мы вводим уголовную и административную ответственность и изымаем оружие», — рассказывает Гудков.
К уголовной ответственности могут привлечь и за изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ, газового, холодного и метательного оружия. Наказание же ужесточается сроком лишения свободы от трех до пяти лет (сейчас — от двух до четырех).
Ко второму чтению депутаты решили прописать, кто будет заниматься первичной подготовкой владельцев оружия: перечень организаций установит правительство, а программу разработают МВД и Минобразования. Профильный комитет по безопасности также одобрил поправку, запрещающую «обнажение оружия, если отсутствуют основания для его применения».