
26 марта 1966 года завершилось легендарное плавание двух советских атомных подводных лодок К-116 и К-133. Они совершили практически кругосветное путешествие, преодолев в подводном положении около 21 тыс. морских миль. До настоящего времени этот рекорд так и не побит.
Считается, что первое кругосветное плавание совершила в 1960 году американская субмарина «Тритон», но ее рекорд получился не чистым. Согласно официальным данным, подводная лодка была вынуждена один раз подняться на поверхность недалеко от Уругвая для передачи заболевшего моряка на крейсер «Мэкон». Кроме того, есть мнение, что субмарина неоднократно заходила на американские военно-морские базы для ремонта, однако эту информацию США не подтверждают. Плавание советских подводных лодок К-116 и К-133 кругосветным тоже можно назвать условным, поскольку атомные субмарины отправились из базы Северного флота, а приплыли на базу Тихоокеанского флота. Однако они преодолели почти 40 тыс. километров, что соответствует длине экватора.
Путешествие советских атомных подводных лодок началось поздним вечером 1 февраля 1966 года. В походе должны были принимать участие три субмарины, однако из-за возникшей в самом начале пути технической неисправности атомной энергетической установки у одной из лодок (К-14), в плавание отправились две подводные лодки: К-116 под командованием капитана 2 ранга В.Т.Виноградова, вооруженная крылатыми ракетами, и К-133 под командованием капитана 2 ранга Л. Н.Столярова, вооруженная торпедами. Командовал отрядом контр-адмирал А.И. Сорокин, находившийся на К-116.
Субмарины вышли из залива Западная Лица в Баренцево море и направились в сторону Атлантического океана. Связь между атомоходами осуществлялась на УКВ и с помощью гидролокаторов.
Задача, которая стояла перед экипажем подводных лодок, была более сложная, чем у американского «Тритона». Советские субмарины должны были ни разу не поднимаясь на поверхность пройти по заранее определенному маршруту на заранее согласованной дистанции друг от друга, координируя свои действия между собой. При этом подводные лодки во избежание провокаций со стороны американцев должны были оставаться незамеченными на протяжении всего пути. Поэтому маршрут был проложен по пустынным районам. Если экипаж «Тритона», путь которого пролегал рядом с американскими военно-морскими базами, мог надеяться на быструю помощь, то советские подводники могли рассчитывать только на свои силы.