Не исключено, что вертолетоносец «Владивосток» (первый корабль типа «Мистраль», который был спущен на воду во Франции в октябре минувшего года) будет направлен именно в Севастополь. До сих пор считалось, что французы строят его для нашего Тихоокеанского флота. По крайней мере, в этом случае «Владивосток» можно будет использовать в качестве корабля управления для формирующейся российской Средиземноморской эскадры.
В Главном штабе ВМФ РФ теперь, после крымского референдума, уверены, что к 2016 году этот костяк новой черноморской эскадры встанет у причалов Севастополя. Но недавно такой уверенности не было. Потому что Киев ни в какую не соглашался пропускать новые корабли в Крым. Теперь его и спрашивать никто не будет.
У нашего флота может оказаться и совсем уж неожиданное пополнение. Напомним, с первых дней крымского кризиса силами самообороны в местах постоянного базирования блокированы почти все корабли и суда военно-морских сил Украины. С ними поступили неожиданно жестко. Выход из Стрелецкой бухты Севастополя, в которой стоят украинские моряки, перегородили понтонами и боновыми заграждениями. Так в «плену» оказались корветы «Тернополь» и «Луцк», корабль управления «Славутич», подводная лодка «Запорожье». И еще кое-что по мелочи.
Еще решительней обошлись с Южной военно-морской базой в Донузлаве под Евпаторией. Там на мелководном фарватере внезапно затопили предназначенные на слом большой противолодочный корабль «Очаков» и буксир «Шахтер». Ловушка захлопнулась. Чтобы освободить выход из базы, потребуются спасательные суда, понтоны и водолазы. Но главное – месяцы напряженной работы. Их у украинцев, понятно, нет.
Таким образом покинуть Донузлав теперь не суждено большому десантному кораблю «Константин Ольшанский», среднему десантному кораблю «Кировоград», корвету «Винница», транспорту «Горловка», морским тральщикам «Чернигов» и «Черкассы», рейдовому тральщику «Геническ» и ряду вспомогательных кораблей и судов.
Собственно, из всего состава ВМС Украины улизнуть из Крыма пока удалось лишь фрегату «Гетман Сагайдачный». И то лишь потому, что к началу событий он возвращался из Аденского залива, и был сразу от греха подальше отправлен в Одессу.
Таким образом, в руках восставшего Крыма вроде бы оказался целый флот. Премьер-министр правительства теперь независимого полуострова Аксенов сначала сгоряча заявил, что все «плененные» корабли и суда составят флот нового государства. Потом, видимо, осознал, что это дороговато. И поправился: это станет пополнением Черноморского флота России.
Вот только обрадует ли черноморцев такой резерв? Вряд ли. Потому что почти все это - безнадежный лом. За исключением разве что корветов «Тернополь» и «Луцк», достроенных Киевом в постсоветское время.
В Киеве, правда, строят иллюзии, что свои ВМС им удастся выручить. Во всяком случае, министр обороны Украины адмирал Игорь Тенюх заявил, что подчиненные ему моряки не намерены передислоцироваться из Крыма. И это правильно. Потому что никто их оттуда не выпустит. Уйдет восвояси разве что штаб ВМС Украины, также заблокированный самообороной в Севастополе. Руководящий обороной штаба адмирал Гайдук говорит, что готов стоять до последнего. Судя по всему, решающий удар по осажденным нанесет сантехник дядя Вася. Придет с гаечным ключом, отключит свет и канализацию. И последний оплот Украины в Севастополе падет.
Комментарий руководителя Института стран СНГ в Севастополе контр-адмирала Владимира Соловьева:
– Главное - после воссоединения Крыма с Россией Черноморский флот приобретет свободу. В части маневрирования, использования полигонов, пунктов базирования и инфраструктуры. Теперь не нужно делать несуразных запросов и дожидаться разрешений со стороны украинских властей.
«СП»: – Вхождение Крыма в состав РФ станет импульсом для развития флота?
– Безусловно. Не секрет, что в последние годы Москва не могла наращивать силы ЧФ. Несмотря на то, что такое решение было принято и даже есть правительственная программа. Со стапелей на российских верфях уже сходят подводные лодки с прекрасными названиями «Новороссийск», «Севастополь», «Старый Оскол». А также - надводные корабли. Вопрос, где им базироваться, больше не стоит. Думаю - в Севастополе, где есть соответствующая инфраструктура.
«СП»: – Следует ли ожидать расширения присутствия ВМФ России в Средиземном море?
– Черноморский флот РФ ждет интенсивное обновление. Это позволит не только контролировать акваторию Черного моря, но и достойно представлять наш флот в Средиземном море. Уже действует штаб, который занимается формированием эскадры кораблей в Средиземном море. Думаю, когда процесс обновления ЧФ наберет обороты, эта группировка станет грозной силой.
«СП»: – Мог ли Новороссийск конкурировать с Севастополем в качестве базы ЧФ РФ?
– В Новороссийске активно строится военно-морская база. Но сравнивать ее с Севастополем нельзя. Например, даже штаб Новороссийской военно-морской базы находится в здании, в котором раньше располагался детский сад. Все оперативные планы, необходимые для функционирования ЧФ, составлены с расчетом на то, что основные силы находятся в Севастополе.
«СП»: – Какая судьба ожидает корабли и суда украинского флота, которые заблокированы в крымских бухтах?
– Мы с пониманием относимся к морякам, которые служат на этих кораблях. Потому что сами когда-то находились в похожей ситуации. Хотя, с другой стороны, она несколько отличается. На Украине сегодня нет легитимного правительства, которому моряки должны подчиняться как люди, принесшие присягу. Желающие могут продолжить служить в украинских ВМС. Для этого достаточно сойти с корабля и уехать в Киев.
Другие могут остаться служить на российском флоте.
Есть и третий вариант – уволиться в запас.
Комментарий военного эксперта Сергея Горбачева:
– Время показало, что Украине Черноморский флот (в том виде, в котором он существовал до падения СССР) просто не нужен. Более того, Киев не справился с содержанием даже тех 20-25% от ЧФ СССР, которые достались ему в наследство при разделе флота.
За прошедшее время значительная часть кораблей либо утилизирована, либо продана. А судостроительные мощности Украины сведены к нулю. В том числе два завода в Николаеве, завод в Керчи («Залив»), завод «Море» в Феодосии. Эти промышленные объекты давали значительную часть продукции для всего ВМФ СССР.
В Севастополе осталось одно из самых кредитоспособных судоремонтных предприятий. Это 13-й судоремонтный завод Черноморского флота. Здесь проводится комплексный ремонт судов, завод имеет хорошую загрузку. С гособоронзаказом он справляется в полной мере. На сегодняшний день конкурентов у него нет. Особенно, если учитывать, что Туапсинский судоремонтный завод практически прекратил свое существование. А Новороссийский и Темрюкский судоремонтные заводы требуют значительных инвестиций.
«СП»: – А что касается кораблестроения?
– Здесь мы можем говорить о Севастопольском морском заводе,раньше он назывался в честь Серго Орджоникидзе. Это крупнейшее предприятие, на котором в советское время работали порядка 12 тысяч человек. А сегодня из них осталось всего лишь 200. По сути, эти люди лишь охраняют то, что еще не разграблено. Завод принадлежит «шоколадному барону» Украины Порошенко, который ничего в него не вкладывал. В результате производственные мощности деградировали. Но если у Москвы будет желание, плюс удастся организовать финансирование, то Россия сможет вытащить этот завод «из ямы». Да,завод надо восстанавливать на более новую технологию.
Феодосийский завод «Море» производил суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Но в последнее время заказов было мало. Кроме строительства для Китая двух «Зубров» - больших десантных кораблей на воздушной подушке. Тем не менее, в интересах российского флота и судостроения этот завод однозначно нужно использовать.
«СП»: – Что еще из утраченного в процессе раздела, в начале 1990-х может вернуть Россия?
– Мы, в частности, тогда потеряли большую аэродромную сеть и многие пункты базирования. Например - Черноморское, Донузлав, Балаклава, Феодосия, Керчь. Остались только Севастополь и два аэродрома в Гвардейском и в Каче. Теперь ЧФ РФ получает возможность вернуться на исторические базы, прописку на которых он получил с момента своего рождения.