продолжение (не сочтите за труд -прочтите)
9. Подготовьте ребенка к малоприятному факту: к тому, что в жизни ему встретятся люди, которые будут говорить вещи, противоположные сказанным мамой и папой. Более того, часто эти люди будут обладать над ним, ребенком, определенной властью – например, учитель в школе. Поясните ребенку, что не нужно возмущаться, вступать в спор, говорить: «А мама сказала… а папа говорит не так…» Не бойтесь напугать ребенка.
Скажите ему, что, если он проболтается, то злые люди могут посадить маму и папу в тюрьму или отобрать его у них и отдать чужим плохим людям. Объясните, что такое молчание в ответ на неправильные слова – это не ложь и не трусость, это защита – вроде как у нашего разведчика среди врагов: он же не кричит, кто он есть, он молчит – но всегда знает, как на самом деле обстоят дела. Научите ребенка в таких случаях говорить про себя: «Мама и папа говорят правду, а вы все врете – и я даже спорить с вами не хочу, с врунами – я вас слушаю, но не слышу!» Научите ребенка «слушать, но не слышать» – с внимательным и вежливым видом думать о постороннем, пропуская «мимо ушей» словесные помои. Мама и папа всегда правы, и только им можно верить без оглядки всегда!
10. Отдайте ребенка (или готовьте его в этом плане сами) в секцию рукопашного боя. Не увлекайтесь восточной или псевдославянской экзотикой – надежней всего старые добрые бокс и самбо, если найдете для мальчишки тренера по саватту – вообще великолепно. Но помните: умения, приобретенные там, в реальной опасной ситуации – особенно когда враг взрослый – чаще всего не помогают. Они лишь могут развить реакцию, физически укрепить и научить не бояться боли. Поэтому обучите ребенка пользоваться предметами самообороны, которые не могут квалифицироваться законом, как оружие (их немало). Психологически тренируйте своего ребенка – чтобы он ни в коем случае не применил эти предметы в обычной драке, но и не медлил и не сомневался в случае реальной опасности. Объясните ему, что про эти вещи и умение их применять не должен знать никто, – и сами никому об этом не рассказывайте, так как за подобную подготовку вас могут обвинить в ужасных вещах те самые люди, которые в случае чего-либо не смогут найти убийцу вашего ребенка, – либо осудят его на полтора десятка лет жизни, которую косвенно будете оплачивать вы сами.
11. Занимаясь физической подготовкой ребенка, не жалейте его и не сюсюкайте над ним!!! Это касается не только мальчиков, но и девочек. Но в первую очередь, конечно, мальчиков. Сейчас распространена пагубнейшая политика, при которой можно безнаказанно, чуть ли не по закону, нарушать половую самоидентификацию мальчишки, но зато трагедией считается разбитый нос или рассеченный локоть.
Дела с «мужским воспитанием» мальчишек в нашей стране – хуже год от года!
Вот что прислал мне недавно один из моих Интернет-респондентов. Это – из рассказа инструктора МЧС, работавшего с группой мальчишек.
«А вот когда наблюдаешь за поведением наших детей, наших российских мальчишек в ситуации, когда они практически полностью предоставлены сами себе и могут проявить свою самостоятельность, становится грустно. Сравнивая поведение ребят (возраст 12–13 лет) и их сверстников 2–3 года назад, невольно ощущаешь, сколь велика разница. Вспоминается другой зимний поход с курсантами-новичками. Две недели в глухих лесах Архангельской области, снег по самую макушку, мороз под 30°, физические нагрузки – мало не покажется, а ведь были еще и ночные переходы. И ничего, все до единого – бодрячком, только улыбки и румяные лица.
Так что же вдруг случилось, если поход всего-то недельный, мороз минус 10–12°, а рацион – даже сравнивать нельзя, разве что лобстеров и ананасов не хватало. Да после ходьбы и работы на свежем воздухе гвозди можно жевать! Непосредственное общение с природой тем и замечательно, что все наносное, второстепенное сразу куда-то уходит, и ты остаешься один на один с белым, зеленым или другим безмолвием. Доказывать ничего не надо – надо просто выживать. На самом деле выживать в группе значительно легче и проще, но при этом надо думать не только о себе, а и о тех, кто рядом с тобой. После перехода обычно приходится сушить вещи у костра. Если сознательный взрослый человек (12–13 лет), извините, тупо смотрит, как тлеет носок его товарища и ничего при этом не предпринимает… Как к этому относиться? Скажете, мелочь – подумаешь, одним носком меньше. Поверьте опыту профессионала: такая группа просто обречена! В этом-то и весь ужас! Никого не хочу пугать, но, честное слово, просто страшно становится. Человек-то все-таки живет не в виртуальном мире – всякое может случиться. Если в квартире отключили горячую воду, значит, ложись и помирай? Думаете, сгущаю краски? Работая в течение 10 лет с группами курсантов разного возраста, я еще никогда не видел такой массовой деморализации. Никогда еще не было такого количества людей (почти половина!), досрочно покинувших учения по причине несуществующих болезней. Сами же «досрочные дезертиры» потом признавались, что просто соскучились по компьютеру. Назад к станции все «больные» и «обмороженные» летели на повышенных скоростях. Кстати, родители всех «досрочников» подтвердили мою догадку, сообщив, что их дети практически ничего по дому не делают и никаких обязанностей не имеют. Жаль, что мальчишек с мужским характером, которые не ноют из-за того, что в ботинок снег насыпался, становится все меньше. Думаете, опять сгущаю краски? Вот вам и смех, и грех в качестве иллюстрации сказанного. В один из дней похода, когда старшие инструкторы ушли на задание, младшие должны были сварить кофе для всех. Оставшийся на дежурстве старший инструктор неосторожно пошутил, что кофе лежит в кофейном отсеке. В течение получаса как минимум суета стояла страшная. Герои «Звездных войн и «Стратегий» искали злополучный отсек, забыв о том, что на устаревших моделях космических кораблей типа «Полевой лагерь-2005» они не предусмотрены. Вспоминая все это, невольно обуревают двойственные чувства. Может быть, фирме Неllе стоит переключиться на производство джойстиков вместо ножей, а может, стоит что-то поменять в нашей школьной программе, чтобы готовить ребят не только к условиям виртуальной действительности, но и воспитывать у них определенные бойцовские качества».Умиляет только пожелание этого хорошего человека: «Может, стоит что-то поменять в нашей школьной программе, чтобы готовить ребят не только к условиям виртуальной действительности, но и воспитывать у них определенные бойцовские качества». Сразу видно, что профессионально он с детьми не работает. Иначе знал бы, что превращение русских мальчишек в бесполых и беспомощных виртуалов есть главная задача власти в стране!!!А за «привитие бойцовских качеств» запросто можно вылететь с работы и загреметь под суд по статьям о насилии над ребенком и национализме.
12. Но хочу предупредить родителей – не превращайте наказание в процесс, не наказывайте ребенка «на холодную голову»! Есть такие любители – не знаю, может, правда садисты? – которые заставляют ребенка готовить специальное место для экзекуции, самому приносить инструмент наказания и так далее. За это я бы бил по морде беспощадно.
Ребенок должен видеть, что наказание – спонтанный выход для вашего гнева, вызванного его собственными действиями. Именно всплеск, выброс эмоций, а не жуткий ритуал.
В этом случае он вас поймет и даже скорей всего пожалеет: что же я наделал-то, если отец так сорвался, наверное, что-то и, правда, ужасное! И будет впредь удерживаться от безобразий не только из страха боли, но и не желая причинять душевную боль вам.13. В самом начале жизни вашего ребенка проведите у знакомого врача – или не пожалейте денег – полное индивидуальное медицинское обследование, как можно более тщательное. Вы должны знать о здоровье вашего ребенка все. И – сразу.
После этого немедленно откажитесь от тех прививок, без которых ребенок может обойтись, и тщательно контролируйте, чтобы прививку ему не сделали «в массовом порядке». Может оказаться так, что ваш ребенок реально предрасположен к каким-то болезням. В этом случае прививка необходима. Но таких детей 3–15 процентов (зависит от конкретной болезни).
Кроме того, после первого обследования старайтесь вообще как можно меньше давать сведений о вашем ребенке врачам. Это не шутки. Для вас ребенок – ваша плоть и кровь, свет в окошке, а для кого-то – селезенка, сердце, почки, костный мозг и прочее, прочее, прочее за хорошую цену.
Учтите, что базы с данными по многочисленным и тщательным медицинским обследованиям детей, которые проводятся последнее время, доступны на рынке за 5000–10 000 родных рублей.
И, пока вы покупаете вашей небогатой, но здоровенькой дочке портфель «первый раз в первый класс», кто-то покупает лазерный диск и выбирает в списке «совместителей» именно ее почку для своего больного, но богатого дитяти. Дальнейшее – дело техники… Увы.
14. Честно говоря, у меня НЕТ рациональных советов, как оградить ребенка от всего дерьма, которое для него приготовлено современной жизнью. Опыт показывает, что личный пример работящих и честных родителей часто не помогает (а то и вызывает насмешку – «всю жизнь со своей честностью в нищете просидели!»), нередко не помогает и строгое воспитание. Видимо, есть некая неуловимая грань, по которой удается пройти не то что далеко не всем – очень немногим родителям, каждому – своим путем.
Однако не удержусь посоветовать кое-что – держите ребенка как можно дальше от кастингов, конкурсов и прочих дорожек, ведущих в мир «бомонда», какими бы привлекательными они ни казались. Вы не успеете глазом моргнуть, как получите нервнобольное существо, страдающее манией величия (таковы, к примеру, почти все дети, хоть раз снявшиеся в рекламе или «Ералаше»). А то еще и «среднего пола» (правда, это бывает не так часто, как рассказывают в желтых газетах, но бывает.)Запомните – модельный бизнес ребенку так же противопоказан, как наркотики.
И дело тут не в том, что этот бизнес в 90 случаях из 100 – завуалированная часть секс-индустрии, а то и прямой путь к совращению несовершеннолетнего и дальше – в проституцию. Просто ребенок, как правило, не может себя оценить адекватно. Просто в силу возрастных особенностей.
Слава, добытая без труда (а «труд» модели – это не труд), развращает его мгновенно.Достаточно месяца такой «работы» – и родители не узнают свое чадо совершенно. Ему начинает казаться, что он на самом деле талантлив. И не может даже и подумать этот (эта) бедняга, что люди восхищаются не талантом (которого чаще всего нет), а всего лишь обаянием возраста (и частенько это нечистоплотное восхищение). Но возраст быстро проходит, и приходит разочарование. Злость. Начинаются поиски неких «интриг», жалобы, эпатаж – все для того, чтобы вернуть… а что вернуть? Годы? Интересно, что в СССР проблемы «звездных детей» не было. Правда, сейчас телевидение и журналы стараются высосать ее из пальца – чтобы доказать, что «и тогда тоже». Увы…
Во-первых, в те времена, отдавая своих детей на пробы, родители могли быть за них спокойны. Пробы – это не кастинг, никто не совратит дочь или сына. Во-вторых, в те времена никто не убеждал подростков в стиле «фабрики звезд», что «звездой может стать каждый». Не каждый – туда попадали именно талантливые.
В третьих, я вспоминаю Гулю Королёву и братьев Торсуевых. Первая еще до Великой Отечественной снималась в нескольких фильмах… а потом стала медсестрой на фронте и погибла в бою. Торсуевы сыграли потрясающую роль Электроник+Сыроежкин, были знамениты повально… а потом я увидел сюжет, где они, служа в армии, лихо водят тягачи. То есть они и не пытались «озвездиться», понимая, что это – не профессия. Это – возраст. И не более того.