Вам в помощь.
"В спортивной педагогике под подготовкой спортсмена, имеется в виду – физическая (точнее функциональная), техническая, тактическая и стратегическая подготовки, отдельно выделяется психологическая подготовка. Позволю заметить, что все ПЯТЬ составляющих подготовки в полной мере касаются спортинга и более того во всех присутствует психология.
Функциональная подготовленность заключается в способности спортсмена на определенном уровне выполнять спортивное упражнение. В разных упражнениях спортинга максимальная соревновательная нагрузка составляет 125 мишеней (с учетом финальной серии). И если стрелок за одно посещение стенда запросто может выстрелить по 300-500 мишеням, то почему на соревнованиях к концу дня он «чуть живой»? Это вопросы организации, содержания, объема и интенсивности тренировочного процесса.
Под функциональной подготовкой имеется в виду сила, координация, быстрота и выносливость. Это так называемые общие, неспецифические (т.е. не отражающие специфику вида спорта) компоненты функциональной подготовленности. Многие стрелки пришли в этот вид спорта из других видов и прекрасно понимают роль и значение общей физической подготовки в выполнении стрельбы. В конкретном же виде спорта функциональная подготовка конкретизируется с учетом особенностей вида спорта и даже с учетом специфики конкретного упражнения. Поскольку стрелок никуда не бежит и не делает сложных кульбитов, применительно к спортингу функциональная подготовка в первую очередь заключается в формировании некоторых качеств его психики. Это касается такого явления психики как внимание – а именно, умение и навыки концентрации внимания на выстрел, ну и ещё способность сохранить это на весь соревновательный день.
Почему опытный стрелок одну и ту же мишень уверенно может поразить 2-3-5 раз, а 10 раз уже проблема? Почему в серии из 25 мишеней критический момент возникает на 17-19 мишени? Почему одни выполняют норматив МС за два-три года, а у других на это уходит значительно больше времени.
Академические психологи ни как не могут договориться: внимание это что – свойство психики, психический процесс или психологическая особенность личности? Я скажу, это и то, и другое и третье. Как свойство психики внимание представляет собой способность выделять из фона конкретные объекты. Это может происходить бессознательно (непроизвольно) и сознательно (произвольно). Внимание как психический процесс заключается в концентрации или распределении и характеризуется быстротой, объемом и выносливостью, т.е. способностью сохранять на какой-то период времени стабильность работы внимания. Наконец, внимание как особенность личности характеризуется индивидуальными (присущими только этому человеку) проявлениями характеристик внимания. И последнее, индивидуальные особенности внимания, реализуясь в конкретной ситуации, полностью зависят от того психического состояния, в котором спортсмен находится в данный момент. Сегодня в комментариях специалистов от спорта часто произносятся слова «не хватило концентрации», «потеря концентрации» и т.д..
Экскурс в психологию я позволил себе только с одной целью. Занимаясь вопросом специальной функциональной подготовки желательно понимать, что из себя представляет внимание и как оно работает.
Вот некоторые данные из экспериментальной психологии.
Длительность максимальной концентрации внимания (сосредоточения) на чем-либо с установкой на своевременное выполнение движения составляет 1,5-2,5 сек, а дальше происходит «потеря концентрации».
Максимальная длительность концентрации внимания на выполнение какого-либо однотипного действия составляет 15-17 мин, а дальше происходит «отвлечение внимания» – в голову лезут какие-то мысли мешающие выполнения задания.
Способность продуктивно выполнять какую-либо работу составляет 45-50 минут, а дальше необходима пауз – «подзарядка психической энергией».
Я полагаю, уже возникли вопросы – а как это проявляется в стрельб? Попробуйте провести эксперимент и оценить функциональные возможности своего внимания. Возьмите стакан и поставьте в него ложку. Постарайтесь сосредоточиться так, чтобы видеть только ложку, а потом наоборот видеть только стакан, а ложку не видеть. Если получается, засеките время. Попробуйте 5-10 раз сконцентрироваться на ложке. Если получается, вы почувствуете, что для выполнения этого задания необходим некоторый промежуток времени между попытками, чтобы опять сконцентрироваться. Другой эксперимент. Вы смотрите футбольный матч вашей любимой команды – засеките время как долго вы не отвлекаетесь от футбольных ристалищ на что-то другое.
А теперь постарайтесь ответить на вопросы: можно ли сконцентрироваться на 500 выстрелов и почему стрелковая статистика свидетельствует о значительно большем количестве промахов по 17-21 мишеням?? Мое мнение, за один приход на стенд можно сделать 500 выстрелов и больше, но 200 раз сконцентрироваться на выстрел сможет далеко не каждый.
Таким образом, функциональная подготовка в спортинге представляет собой на фоне общей физической подготовленности развитие умений и формирование навыков концентрации, распределения и выносливости внимания на период времени выполнения одного выстрела, одной серии, соревновательного дня, соревновательных дней, да ещё учитывая специфику упражнений в спортинге."
Из книги «Размышления о стрельбе: со смехом и всерьез»
Буянов В.Э., Минкин Д.Ю., Сафонов В.К. , СПб., 2011