на заметку, кому интересно
Тауметр для тонировки Вступившим в силу в конце 2010 г. Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств установлена допустимая степень тонировки стекол автомобиля. Каким образом она будет определяться инспекторами ГИБДД и как следует себя вести водителю автомобиля с тонированными стеклами в случае составления в отношении него протокола об административном правонарушении из-за тонировки?
По поводу тонировки стекол автомобиля постоянно идут жаркие споры. Ее сторонники говорят о снижении при тонированных стеклах риска ослепления водителя, создании препятствий для нагрева и выгорания салона автомобиля, уменьшении риска разлета осколков стекла при аварии. Противники отмечают снижение видимости водителем автомобиля с тонированными стеклами проезжей части дороги и участников дорожного движения (особенно в темное время суток и при плохих погодных условиях), приводящее к повышению риска ДТП.
Дополнительный накал страстей в спорах сторонников и противников тонировки вызвало вступление в силу в конце 2010 г. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 (далее — Технический регламент о безопасности), а также регулярные «антитонировочные» рейды, проводящиеся сотрудниками ГИБДД в последнее время. Правда, теперь в основном обсуждаются другие вопросы: как сотрудники ГИБДД будут определять, правомерная на стеклах тонировка или нет, и какие меры будут применяться к владельцам тех автомобилей, тонировка стекол которых не соответствует установленным нормативам?
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим законодательное регулирование в этой сфере.
Буква закона
Основными документами, определяющими допустимую степень тонировки стекол автомобиля, а также устанавливающими меры ответственности за тонировку сверх разрешенных нормативов и правила взаимодействия водителей и сотрудников ГИБДД сегодня являются:
— Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 10 мая 2010 г.);
— Технический регламент о безопасности (в ред. от 10 сентября 2010 г.);
— Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 (в ред. от 13 ноября 2010 г.; далее — Положение о проведении Техосмотра);
— КоАП РФ;
— Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (Дале — Закон о полиции);
— Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (в ред. от 31 декабря 2009 г.; далее — Административный регламент МВД России).
В соответствии с п. 3.5.2 Приложения 5 к Техническому регламенту о безопасности светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) автомобиля должно составлять не менее 70%. Кроме того, п. 3.5.3 указанного Регламента допускает крепление в верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1, М2 и N1 полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий М3 N2 и N3 — шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. При этом требования к светопропусканию, установленные в п. 3.5.2, на всех указанных транспортных средствах должны выполняться.
Необходимо пояснить, что согласно Приложению № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192 и Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. (в ред. от 19 января 2011 г.) к категории М1 относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, кроме места водителя, к категории М2 — механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальную массу не более 5 т, к категории N1 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т, к категории М3 — механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальную массу более 5 т, к категории N2 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т, и к категории N3 — механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т.
Из приведенных норм следует, что если ветровое и передние боковые стекла автомобиля, а также стекла передних дверей имеют тонировку, которая обеспечивает светопропускание ниже указанного норматива, то это является нарушением требований действующего законодательства РФ. Управление транспортным средством, на котором установлены такие стекла, согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере 500 руб. Каких-либо других последствий для нарушителя кроме указанного штрафа законом пока не предусмотрено.
Нередко между инспектором ГИБДД, задержавшим автомобиль с тонированными стеклами, и его водителем возникают споры относительно правомерности задержания автомобиля, запрещения его эксплуатации, а также помещения на специализированную стоянку. В подобных ситуациях водителю нужно иметь ввиду, что ст. 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» в действующей в настоящее время редакции не содержит положений о возможности задержания автомобиля с тонированными стеклами, запрета его эксплуатации и помещения на штрафстоянку в случае составления в отношении водителя протокола об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Не предусматривает указанная статья КоАП РФ и возможности снятия государственных регистрационных знаков с автомобиля с тонированными стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности, до устранения причины запрещения эксплуатации автомобиля.
Правда, ситуация изменится с 1 июля 2012 г., когда вступят в силу изменения, внесенные в ст. 27.13 КоАП РФ п. 17 ст. 3 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ. Данные изменения дают сотрудникам ГИБДД полномочия по запрещению эксплуатации автомобиля с излишней тонировкой и снятию с него государственных регистрационных знаков до момента устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.
Но в любом случае и сейчас, и после 12 июля 2012 г. наличие излишней тонировки стекол автомобиля еще нужно установить.
Замер «на глазок»
Как следует из содержания пп. пп. «а» и «в» п. 2 Положения о проведении техосмотра, проверка тонировки стекол автомобиля на соответствие требованиям технического регламента о безопасности проводится в ходе государственного технического осмотра автомобиля. Согласно этим нормам проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, относится к основным задачам, решаемым в ходе технического осмотра.
В то же время из положений КоАП РФ, Федерального закона «О полиции», Административного регламента МВД России вытекает, что проверка соответствия тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям может быть произведена и в процессе эксплуатации автомобиля.
Что в связи с этим нужно знать водителю автомобиля с тонированными стеклами?
1. Пункт 20 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции предоставляет сотрудникам полиции право на остановку транспортных средств, если это необходимо для обеспечения безопасности движения. Согласно п. 63 Административного регламента МВД России основанием для остановки транспортного средства помимо прочего могут быть:
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения,
— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии же с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ право рассмотрения дел по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, принадлежит органам внутренних дел (полиции). Указанные положения Кодекса дают право сотрудникам ГИБДД составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 3.1 ст. 12.5. А вот рассматривать дела по данным нарушениям исходя из п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ от имени органов внутренних дел (полиции) могут лишь следующие должностные лица: начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель.