Скоро лето, все переобуваемся, немного информации о шинах для грязи
Измерения
Линейка, весы и штангель
Тест"эйтишных" шин мы начали с измерений и взвешиваний. Фактический диаметр, ширина беговой дорожки, глубина протектора, вес - все эти данные можно увидеть в таблице. Следует отметить, что измеренный диаметр шин не слишком отличался от заявленного производителями 235/75 R15, что при прямом пересчете соответствует диаметру 734. мм, ширине 235 мм и высоте профиля 176 мм. Напомним, что такие же измерения грязевой резины размерностью 31/10,5 R15 выявили более чем значительный разброс как по диаметру, так и по ширине шин и беговых дорожек. В случае с универсальной резиной, за исключением Falken и Cooper, все претенденты укладываются в полдюйма разницы, учитывая погрешности измерений. Отличия по ширине шины и беговой дорожки также невелики. Однако и тут не обошлось без "выскочек", которые, кстати, ближе всех подошли к номинальному размеру. Словом, все колеса оказались чуть меньше по своим габаритам, чем это заявляют производители, но разброс очень небольшой и на практике не сможет сколько-нибудь заметно повлиять на управляемость или, скажем, показания спидометра.
Куда интереснее для нас оказалось различие в фактическом весе испытуемых шин. А как мы видим из таблиц, оно заметно. Ясно, что увеличение неподрессо-ренных масс нельзя приветствовать. Косвенно больший вес шины говорит за ее прочность, толщину боковины, наличие лишнего слоя металлокорда. Однако современные технологии, по нашему мнению, должны обеспечивать все это без роста веса. В любом случае масса шины - это тот показатель, на который должны особенно обращать внимание владельцы относительно легких внедорожников с независимой передней подвеской. Для тех, у кого машина стоит на неразрезных мостах и весит под три тонны, пара лишних килограммов не будет столь заметна.
Столбец с показаниями дисбаланса также получился весьма любопытным. Видно, что масса шины, равно как и место производства, не влияет на вес балансирующих грузиков. А вот диски влияют, и если бы они были другими, то и дисбаланс был бы иной.
По следам
Вторым этапом теста стало снятие отпечатков протектора. Согласитесь, тот рисунок беговой дорожки, который мы видим на шине, и то, что называется пятном контакта, могут несколько отличаться. Поэтому мы сняли отпечатки сперва на рабочем давлении в 2,2 атм, а после - сбросив его до 1 атм. На эту тему у нас разгорелась дискуссия: а следует ли повторять процедуру на спущенных шинах? Против аргумента, что, мол, шины категории AT никто не спускает, поскольку берут для асфальта и очень умеренного бездорожья, выступила идея, что, во-первых, бывает всякое, а во-вторых, мы должны провести чистый и полный тест, а значит, учесть и такую возможность. На снимках вы можете увидеть, какая точка зрения победила.
Снятие отпечатков беговой дорожки протектора в очередной раз показало, что столь очевидного разброса, как в случае с грязевыми шинами, сейчас нет. Незначительное отличие в контурах пятен, и едва заметные в площади пятна - вот и все, что мы можем отметить. Интересно разве что то, как "плющатся" шины, то есть в каком месте пролегает линия изгиба - ближе к середине боковины или у самого протектора. Косвенно это говорит о жесткости боковин и о поведении колеса в повороте, хотя последующие тесты не выявили вопиющей закономерности. Ну и в очередной раз подтвердилась старая истина, что спущенная шина, кроме увеличения пятна контакта и снижения давления на грунт, должна обеспечивать включение дополнительных шашек протектора, расположенных на боковых плечах протектора. Наиболее ярко продемонстрировали эту особенность "Пилигрим", BFGoodrich и Falken. Можно предположить, что и на бездорожье у них будут лучшие результаты. Взятые в качестве своеобразной альтернативы шины категории M+S, Nokian и GoodYear, благодаря своим закругленным плечам протектора и более высокой мягкости показали едва ли не лучшие результаты в тесте "1 атм", а сдвинувшиеся шашки протектора позволяют предполагать уверенную работу в глине и в колее с мягкой грунтовой подложкой. Да и на песке и, разумеется, на снегу равных им не будет.
Полигонные испытания
Асфальтовая часть теста, а именно на нее мы планировали обратить особое внимание, проходила под руководством опытнейших профессионалов по строгим правилам и четким схемам. Из множества тестовых процедур были выбраны четыре: "переставка", "змейка", свободный выкат и поворот. В каждой из дисциплин выявились свои фавориты и аутсайдеры, но в целом шины можно развести потрем группам. Первая показала выдающиеся результаты, вторая -уверенные средние, в третью вошли те шины, которые на каком-либо этапе продемонстрировали некоторое отставание от конкурентов. Сразу следует заметить, что в ряде дисциплин лидерами на асфальте стали шины из другой категории - M+S, иначе говоря, зимние... Это было неожиданностью, если можно так сказать, ожидаемой. Мы предполагали, что резина, спроектированная для работы на асфальте, мокром, покрытом грязью и снегом, но все же асфальте, должна показать на нем лучший результат. Удивил нас отрыв, с которым, скажем, Nokian обошла ближайшего универсала в повороте.
Некоторые шины, например BFGoodrich, продемонстрировали резкое улучшение результатов, как только стирались боковые шашки плечевых зон протектора. То есть стоило резине перейти из категории AT в категорию дорожных, как скорость уверенного прохождения поворота значительно увеличивалась, а стоило поменять стертые шины на целые, как показатели вновь ухудшались. Заметной оказалась зависимость поведения резины от степени ее ра-зогретости.
Итак, "змейка" с шагом 14- метров, 20-метровая "переставка", поворот радиусом 35 метров и прямолинейный свободный выбег с тарированной горки на идеально ровный асфальт. Это стандартные дисциплины, принятые во всем мире для тестирования автомобилей вообще и автомобильных компонентов, шин, подвесок, рулевого управления в частности. Каждое из упражнений указывает на определенные характеристики, в данном случае шин. Результаты, которые они позволяют получить объективны и беспристрастны.
Следует также отметить, что с целью упрощения восприятия таблиц мы свели полные наименования шин до минимально возможных.
"Переставка"
Тест"переставка" демонстрирует скорость реакции автомобиля на поворот руля и то, как автомобиль ведет себя после резкого изменения траектории - запас курсовой устойчивости. Наилучшие характеристики тут показывают шины с жесткой боковиной, с прогрессивной профилировкой по всей ее высоте. Можно обратить внимание на косвенную закономерность того, как шина плющится при стравливании воздуха и как она ведет себя при маневрировании. Чем ниже точка перегиба боковины на низком давлении, тем быстрее едет машина в повороте. Немало важным аспектом является степень расчлененности боковины. Узкие редкие шашки плечевой зоны протектора подламываются под нагрузкой и способствуют большему и неожиданному уводу колеса. Кроме того, они сильнее изнашиваются. По результатам надо отметить, что показанные лидерами -Bridgestone, Nokian и Goodyear-скорости чрезвычайно высоки. Обычно такого уровня достигают дорожные шины с шоссейным рисунком, но никак не зимние и не универсальные дорожно-грязевые. Впрочем, это видно по отрыву первой тройки от остальных претендентов.
"Выбег"
Тест "выбег"-это свободное скатывание автомобиля на ровную горизонтальную поверхность до полной остановки. Полученные результаты косвенно характеризуют коэффициент сопротивления качению той или иной шины. Гипотетически более жесткие колеса с гладким протектором и небольшим пятном контакта демонстрируют здесь наилучшие результаты, а это, в свою очередь, говорит о большей потенциальной экономичности езды на этих шинах. В этой дисциплине на показатели также влияют внешние факторы, основным из которых является температура собственно шины и масла в трансмиссии -при естественном остывании того и другого результат быстро ухудшается. Поэтому, сделав несколько выбегов, мы проходили круг с интенсивной рулежкой на максимальной скорости, разогревая колеса и машину, после чего повторяли замеры. В таблице результаты сведены к одному числу, полученному после обработки данных и с учетом возникших погрешностей. Победил BF Goodrich... Честно говоря, мы даже предположить не можем, почему.
"Змейка"
Упражнение "змейка" позволяет оценить точность контроля автомобиля, его управляемость. Эти характеристики зависят от стабильности работы шины, способности удерживать траекторию, что, в свою очередь, зависит от высоты профиля, состава резины протектора, рисунка беговой дорожки и работающих на больших углах атаки боковых плечей. Как видно, безусловными лидерами тут стали Bridgestone, Cooper и Goodyear. Близко к ним подобрались BFGoodrich и зимний Nokian. Все лидеры этой части теста являются лидерами и в области технологий равно как и давними производителями шин для внедорожников, так что закономерность прямая
"Поворот"
Поворот радиусом 35 метров показывает траекторную управляемость автомобиля. Иначе эту характеристику можно назвать поворачиваемостью. Наилучших результатов в этой дисциплине добиваются шины, обеспечивающие максимальную реализацию коэффициента сцепления колеса с асфальтом. Следует отметить, что существенное влияние оказывает состояние покрытия. Понятно, что чем оно более влажное, тем меньше коэффициент сцепления и хуже управляемость, а из четырех дней испытаний два шел дождь. Однако это влияние можно учесть. Как показывает практика, разброс показателей на сухом и влажном покрытии не превышает З-5 процентов, что при наших скоростях соответствует 3-3,5 км/ч. В таблице представлены уже скорректированные данные.
Итого...
Как распределились места, можно узнать из финальной таблицы. Понятно, что выбег и управляемость - это герои разных романов, поэтому выбег сюда не вошел. Следует также заметить, что все полученные данные вполне точны и не зависят от нашего отношения ктой или иной марке, от настроения или количества выпитого кофе... А вместо выводов, которые вы можете сделать сами, необходимо лишь отметить на удивление скромные показатели шин от Pirelli
и Continental. Достойно проявил себя самый популярный у нас BFGoodrich. Порадовало выступление российской резины, которая показала уверенное поведение на всех режимах.
Надо отдельно упомянуть об износоустойчивости. Некоторые из шин после серии тестов имели довольно "утомленный" вид. Это BFG, Bridgestone и Cooper. А вот Pirelli, Continental, Falken и "Кама" почти не пострадали.