Подброшу на вентилятор... Это с известного форума, правда - про задиры в цилиндрах у корейцев (у них это совсем больная тема - форум на 800стр.) Возможно, к нам такое объяснение не относится вовсе, но информация к размышлению всё же имеется. Итак, про один из самых проблемных корейских моторов (напомню, там облегчённая ЦПГ):
===
"В ранних версиях G4NA (без форсунок) стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы смазывались разбрызгиванием. При такой системе смазки предпочтительнее использовать маловязкие масла.
В последней модификации с форсунками, смазка ЦПГ зависит от давления масла. Форсунки не открываются на низких оборотах из-за недостаточного давления на заводском 5w20"
Ну и далее приходят к выводу, что на низких оборотах масло-форсунки не орошают днище поршня маслом, охлаждая его (на любой вязкости - так и должно быть). А вот на более высоких оборотах это охлаждение поршню необходимо, но на мало-вязком масле давление ниже, форсунки открываются позднее (при бОльших оборотах), охлаждение поршня хуже - его ведёт/перекашивает, отсюда - задиры.
+++
Мораль? Те кто утверждают, что мало-вязкие масла обеспечивают лучшее охлаждение ЦПГ, не всегда правы, мягко говоря.