Ну "трещина" вполне подходит.Как будто поршень переламывает пополам какая-то неведомая сила!А какая сила?Многие слабо представляют себе нагрузки в КШМ.А силы там немалые.Например:крутящий момент на валу=10кгм=100нм (примерно).Радиус кривошипа=4см,сила действующая на шатун=250кг.Какой максимальный момент и плечо у 1KD-ftv? (Макс.момент=352Нм в стоке).Посчитайте.Но на деле газы действуют на поршень неравномерно.В момент горения-импульс максимальный,сила там намного больше.Давление-до 150атм.,сила 20-40kН(2-4т.)!!! А при жестком сгорании-еще больше! На дизеле GD 2,8 при помощи быстродействующих пьезофорсунок (до 8 впрысков за такт)поршень плавно подталкивается вниз,небольшими толчками,и степень сжатия понижена,для уменьшения максимальной нагрузки в ВМТ.
А на 1KD(3,0)-всего один (большой)основной впрыск и два предвпрыска,для более мягкого горения смеси.Сбой во впрыске либо его сильное превышение,либо жесткое сгорание некач.топлива приводит к превышению нагрузок.Запас конечно есть,но он небольшой.И все нагрузки-циклические(кто сопромат изучал-знает),они могут из любой трещинки сделать дыру.
Прогар-это действительно другое,когда материал поршня выгорает,чего мы не наблюдаем.