По статистике на форуме, можно немного понять что трещина поршня происходит восновном в летний период, и (или) после конкретного вдувания под хвост, или после "немного" побуксовал.
ОФы по тех докам(бюллетням) от Тойоты видят причину в льющих форсунках, описывал это выше, соглашаться или нет право каждого.
И льющие форсунки (неисправные или при установке Самтрестовских Чипов) как и забитый радиатор приводят к повышению температуры в камере сгорания и соответственно ДВС.
Остальное додумывайте каждый сам.
Зачем Тойота выпускает якобы усиленные поршни, тоже можно объяснить, это как защита от дурака(от перегрева и льющих форсунок) ведь ни каждый владелец авто следит за чистотой радиатора и при ТО проверяет параметры форсунок, а гарантийный срок ДВС должен отходить.
Почему трещат восновном третий и четвертый поршня, тоже можно объяснить, у них самый сложный температурный режим работы, ввиду более худшего теплоотвода(чем дальше от радиатора и от потока холодного воздуха, проходящего через решетку радиатора, тем более теплонагруженные детали).
Почему датчик температуры не показывает перегрев, тоже объяснимо, датчик температуры показывает температуру ДВС в целом(показания беруться с рубашки охлаждения(блока)) и в целом она нормальная(тем более ввиду инертности датчика там есть +,-, ведь нет точных значений на шкале), но если вникнут глубже, то разница температуры по цилиндрам она есть, может не великая но есть. А температура в камере сгорания, кто ее мерял? А вот она как раз и играет роль. А при льющих форсунках или неисправной системе охлаждения, разница температуры по цилиндрам может достигать критического значения, но в целом температура ДВС по прибору будет в норме.
Поэтому сказанное выше про чистоту радиатора, это как один из факторов способствующих трещине.