Зависимость расхода топлива дизельного двигателя 1VD ТЛК 200 от средней скорости равномерного движения.
Заявляя при каждом удобном случае, что расход топлива их машины их не волнует, владельцы ТЛК 200, тем не менее, постоянно этим озабочены. Это подтверждает постоянное обсуждение расхода топлива во всех клубных темах.
Ниже рассматривается, как влияет средняя скорость равномерного движения на расход топлива дизельного двигателя ТЛК 200.
Измерения расхода топлива дизельного ТЛК 200 производились в летнее время на летней резине на трассе и кольцевой автодороге при различных условиях движения в диапазоне скоростей, разрешённых ПДД. Автомобиль при этом двигался по сильно загруженной, умеренно загруженной и свободной дороге без остановок и интенсивных разгонов (равномерно). При первой возможности движение осуществлялось на круиз-контроле. На трассе имеются подъёмы и спуски с уклонами до 6%. Длина тестовой трассы составляет 100.5 км.
Машина была загружена на 40% (водитель, пассажир и груз в багажнике 50 кг). Давление в колёсах составляло 2.45 атм. Резина дождевая Toyo Proxes S/T 2. Багажник и дуги отсутствовали. На машине нет ското- отбойников, мухобоек и прочих «улучшений». Солярка ЕВРО 5, цетановое число 52.1. Подшипники исправны. Поршни суппортов не закисли, тормозные колодки новые. Измерения производились по компьютеру ТЛК 200 (расход топлива многократно проверен по чекам) после заправки бака соляркой «под горловину».
Результаты измерений представлены в виде графика.
Известно, что расход топлива пропорционален мощности мотора, затрачиваемой на движение автомобиля. Общая мощность, затрачиваемая мотором, равна сумме мощностей сопротивления качению Nf и аэродинамического сопротивления Nv и представляет собой мощность сопротивления равномерному движению автомобиля по горизонтальному участку дороги при безветрии.
Мощность двигателя, необходимая для преодоления аэродинамического сопротивления, пропорциональна кубу скорости автомобиля. Она не зависит от веса автомобиля и играет определяющую роль в сопротивлении движению на больших скоростях.
Для ТЛК 200 коэффициент сопротивления качению f равен примерно 0,015; коэффициент аэродинамического сопротивления Сх равен примерно 0,55.
При скорости 60 км/ч мощности, необходимые для преодоления сопротивления качению и сопротивления воздуха, примерно равны. При скорости 80 км/ч мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению, удваивается (растёт линейно), а мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха, в 4 раза больше, чем при скорости 40 км/ч, а при скорости выше, чем 120 км/ч, общая мощность, необходимая для движения, растет почти пропорционально кубу скорости автомобиля.
Встаёт вопрос: почему же с ростом скорости среднего движения падает расход топлива? Это объясняется тем, что движение по мере набора скорости осуществляется на передачах АКПП, имеющих меньшее передаточное отношение. То есть скорость в этом случае растёт не за счёт роста оборотов двигателя и расходуемой им мощности, а за счёт изменения коэффициента передачи крутящего момента в АКПП. При достижении скорости примерно 85 км/час машина начинает двигаться на 5-й передаче, которая имеет повышающий коэффициент (меньше 1), что экономит топливо.
В диапазоне скоростей 85-95 км/час расход топлива остаётся постоянным и минимальным, не смотря на рост сопротивления движению, так как в этой зоне мотор имеет максимальный крутящий момент, причём он постоянен в диапазоне оборотов 1750-2550 об/мин.
При дальнейшем наборе скорости продолжают расти обороты двигателя, а момент падать. Кроме того, аэродинамическое сопротивление начинает играть значительную роль. Поэтому начинает стремительно расти расход топлива.
«Спасительная» 6-я передача в АКПП (К=0.588) включается только при достижении скорости примерно 140 км/час. Она служит для того, чтобы разогнать автомобиль до 210 км/час, а обороты при этом не попали в красную зону тахометра.
РЕЗЮМЕ: сделанные измерения показывают, что наиболее экономичного режима движения можно достичь при равномерном движении со средними скоростями 85-95 км/час поддерживая обороты двигателя в диапазоне 1750-2550 оборотов в минуту. На практике это означает, что надо двигаться по трассе со скоростями 85-120 км/час без интенсивных разгонов для обгона (правильнее обгонять «сходу», что приходит с опытом) и ненужных торможений.
Собственно, так называемая «динамичная езда» сводится к тому, что несущийся водитель, который не видит дороги и дорожной обстановки, постоянно упирается в чью то «жопу». Это заставляет его сначала тормозить, а потом интенсивно разгоняться «с места», чтобы набрать скорость превышающую скорость обгоняемого и успеть завершить обгон до поворота или появления встречной машины. На широкополосной дороге такие «ездуны» постоянно «шахматят», мешая движению (чаще всего создавая аварийную обстановку) и существенно снижая среднюю скорость всего потока и свою, среднюю скорость соответственно.
Чем равномернее Вы едете с максимально возможной средней скоростью, соответствующей условиям безопасного движения, тем быстрее доберётесь до пункта назначения и затратите меньше топлива! Износ колодок, тормозных дисков, резины, трансмиссии и прочего также будет значительно ниже при такой езде, что увеличит ресурс вашей машины. Впрочем, не буду учить вас правильно ездить. Каждый сам выбирает, как, зачем и на чём ему ездить…
Один мой приятель на вопрос, сколько топлива потребляет его машина, всегда отвечал одно и то же: «Понятия не имею, у меня всегда полный бак».
Желаю всем также всегда иметь полный бак и не париться по поводу расхода топлива. Всем Добра и Удачи на дорогах.