Какие бы ни были причины поломок поршней, они никоим образом не могут быть связаны с условиями эксплуатации мотора. Потому, что качественные поршни должны выдерживать все те нагрузки, которые могут возникнуть в моторе при заявленных производителем характеристиках.
Топливо так- же не может быть причиной поломок поршней. Так как на этом- же топливе благополучно эксплуатируются миллионы других моторов. Порой гораздо более мощных, чем обсуждаемый здесь 1КД.
В чем порылась тут собака- в геометрических размерах поршней, в материале, из которого они изготовлены, или ещё в каких просчетах- это именно просчеты.
Может быть действительно четырех цилиндров мало для трех литров объема. Поршень получается слишком массивным и следовательно нагрузки, влияющие на него, могут быть чрезмерны.
В основном трех литровые моторы имеют шесть цилиндров. Соответственно и размер поршней корректируется в сторону уменьшения.
Но с другой стороны, на меньший поршень действует бОльшая удельная нагрузка, чем на большой.
Но в то- же время общая нагрузка на мотор делится на шесть цилиндров, а не на четыре.
В общем ХЗ конечно, но по всему выходит, что косяк именно в расчетах мотора, либо в изготовлении поршней. К тому- же разница в форме поршней "старых" и "новых"- очевидна.