Дополнение по теме.
На днях было произведено инструментальное исследование антифризов, которые рекомендуются для ТЛК 200.
1. Антифриз "Toyota SUPER LONG LIFE COOLANT", 1л. (розовый) имеет температуру замерзания не выше -65 град. Цельсия. Если внимательно посмотреть на график зависимости температуры замерзания антифриза от его концентрации, то увидим, что так называемый «концентрат» содержит 65% собственно чистого концентрата и 35% деионизированной воды. Кстати, нигде на лицевой стороне бутылке не написано, что это концентрат. На задней стороне бутылки, куда обычно никто не смотрит, скромно в скобках указано (Concentrated). На бутылке не указано, при какой температуре он замерзает. Написано только «не разбавлять водой».
Надо понимать, что действительно чистый концентрат имеет температуру замерзания всего лишь -25 град. Цельсия.
Если этот антифриз разбавить дистилированной водой 50/50 как рекомендует дилер, то мы получим 65 грамм концентрата антифриза на 135 грамм деионизированной воды, т.е. концентрация чистого концентрата антифриза составит 48%. Это соответствует температуре замерзания -33 град. Цельсия, что явно маловато (температура замерзания получается слишком высокая).
2. В автомашину на заводе залит розовый антифриз Super LLC, который имеет температуру замерзания не выше -51 град. Цельсия, т.е. в этом антифризе чистый концентрат составляет 60%.
3. Антифризы
08889-80070 Антифриз "Toyota Super Long Life", 2л (температура замерзания до -35C) и
08889-80032 Антифриз "Toyota ANTIFREEZE Super LLC ", 4л. (температура замерзания до -37С),
которые рекомендуют заливать в готовом виде в систему охлаждения даже для Северо-Запада РФ (не говоря уже о Сибири) имеют явно недостаточно низкую температуру замерзания.
4. При эксплуатации из системы охлаждения за год обычно выпаривается 300-400 грамм воды. Так как в дизельном ТЛК 200 с задним отопителем залито 18 литров антифриза, то годовое повышение плотности (увеличение концентрации) антифриза составит 1%.
Если долить в систему антифриз "Toyota SUPER LONG LIFE COOLANT", 1л. (розовый), то концентрация повысится ещё на 0.08% (всего будет 61.08%). Если долить его, предварительно разбавив дистиллированной водой в соотношении 50/50, то итоговая концентрация составит 60.8%.
5. Антифризы из п. 3 имеют температуру кипения 107 град. Цельсия, а из п.1 имеет температуру кипения 115 град. Цельсия. Соответственно, чем выше концентрация, тем меньше антифриз будет выкипать. К моменту замены антифриза по сроку (пробегу) его концентрация повысится, и он будет меньше выкипать (выкипает всегда вода, а доливаем мы всегда антифриз). В данном случае повышение концентрации для нас безопасно (в отличие от аккумуляторов, где доливка электролита вместо дистиллированной воды может привести к растворению пластин), так как понижается температура замерзания и повышается температура кипения антифриза.
6. По ареометру после доливки 200 грамм «чистого» антифриза "Toyota SUPER LONG LIFE COOLANT", 1л. (розовый) в расширительный бачок итоговая температура замерзания антифриза практически не изменилась (должна была понизиться на 2 градуса), что и отражает результат измерений (ареометр имеет дискретный набор пластин с шагом 14 градусов).
Резюме:
Если не душит жаба, то лучше антифриз для доливки не разбавлять, так как дистиллированная вода не деионизированная, хоть практически и не содержит солей и примесей. Её добавление неизбежно вызовет снижение ресурса антифриза, может привести к внутренней коррозии и появлению незначительного количества накипи. Розовый антифриз борется с коррозией очаговым методом, т.е. там, где она возникает. Добавленная вода может нарушить этот процесс.
Красный антифриз, который можно разбавлять водой как угодно, борется с коррозией, полностью покрывая плёнкой все внутренние поверхности системы охлаждения. Это приводит к ухудшению теплообмена и постепенному нарастанию накипи в системе. Поэтому Тойота перешла на розовый антифриз.
Хотя, некоторые считают, что если за 5 лет между заменами антифриза вы зальёте 300х5=1500 грамм разбавленного антифриза (или примерно 750 грамм дистиллированной воды), возможно, это не нанесёт существенного ущерба системе охлаждения.