О чем «вчерашнем» я не рассказал… Одной из раскрученных достопримечательностей Грузии является город Сигнахи. Отреставрирована «фасадная» часть, сделано красивое ночное освещение, вот с этим городом я и хотел познакомить своих друзей.
Увы, не удалось. Подсветка включается в туристический сезон, а так, как мы приехали поздним вечером, то увидели только пустой темный город и не более того. Так что выбирайте время посещения.
День второй. Второй день посвятили горам. У природы нет плохой погоды, особенно в отпуске и в Грузии, поэтому почти целый день капал дождик.
Первоначально была идея доехать до Степанцминды, но посмотрев прогноз стало понятно, что к церкви подняться не удастся, дорога вымотает, посему решили пойти по упрощенному варианту и проехать по дороге, по которой еще не ездил ранее.
Тианети – район, не сильно избалованный туристами, точней сказать, их тут почти нет. В основном туристы проезжают «мимо через город» если планируют попасть из Ананури в Алазанскую долину напрямую. В последние годы ведут строительство дороги от Тианети до Ананури, и примерно на 70% дорога построена. От Ананури до Алазанской долины идет обычная горная дорога, с красивыми видами (если нет низкой облачности), пыльная в сухое время года и местами с элементами хорошей грязи в сезон дождей.
Дорога от Тбилиси до Тианети через Магракети хорошего качества, с одним участком на 2-3 км без асфальтового покрытия, а так качество дороги хорошее, ям на асфальте нет, виды красивые, движение слабое.
У нас были два основных пункта, которые планировали посетить: старый город Кветера, на месте которого остался храм Кветера, а так же заехать в крепость Ананури, ну а потом отправится древнюю столицу Грузии – Мцхету.
Кветера (по материалам сайта _http://travelgeorgia.ru)
Город Кветера - существовал в том месте, где сейчас находится храм Кветера. Это дальний северный угол Кахетии, где уже кончилась Алазанская долина и начинаются ущелья Кавказа. Сейчас это окраина Кахетии, но в VIII - IX веке это была самая ее середина, а Телави был наоорот, южной окраиной страны. На месте города сейчас остались только остатки стен и кое-что позднее.Все это не расчищено, поросло кустарником, а кое-что ещепредстоит вырыть из-под земли.
История этого места еще не написана. Нам известно, что город построен примерно в VIII веке и существовал в ту эпоху, когда Кахетия была изолирована от остальных грузинских государств Тбилисским эмиратом. Как раз примерно от Кветера шла северная горная дорога на Картли. Город жил и строился в X веке, когда здесь построили знаменитый храм Кветера. Еще где-то после 1010 года город сущетвовал и был даже главная городом одного из трех эриставств Кахетии. Вахушти Багратиони писал, что "царь Квирике (1010 - 1039) посадил троих эриставов в Кахети. /.../ Второго посадил Кветерского и дал ему междугорье выше Уджарма, которые горы суть Кахетские и Кухетские и тянутся до Кавказских гор и за ними. Это есть Эрцо-Тианети, пховы, дзурдзуки и глигвы".
Неподалеку, за хребтом на западе, в те годы существовал еще один очень похожий город - Бочорма, в котором был построен храм, имеющий нечто общее с храмом Кветера - это полуразрушенный ныне храм Бочорма.
Несколько позже оба города прекратили свое существование по не очень ясным причинам. Можно подозревать, что они разделили судьбу города Череми и были разрушены дагестанцами.
Сейчас на месте города остался храм Кветера, несколько крупных зданий вокруг и кое-что неразведанное по периметру холма. Фрагментами сохранилась внешняя стена.В лучшие свои годы она представляла собой эллипс, сильно вытянутый с запада на восток. Она сильно пострадала, но кое-где остались даже башни. Лазить по этой стене сложно из-за обилия колючек. На территории городища сейчас густые заросли. Под слоем замли, возможно, остались фундаменты домов. Я находил в зарослях что-то вроде колодца. В земле попадается керамика, причем очень густо.
Фотографии Кветеры в хорошую погоду можно посмотреть в моем первом отчете
http://www.prado-club.su/forum/index.php?topic=122657.msg3385274#msg3385274 , нам с погодой не очень повезло.
Конечно, могло быть и хуже, но на момента нашего приезда дождик прекратился и погода дала возможность немного полазить по окрестностям.
А потом началось такое, что мы только успели заскочить в машину
Пару слов о том, как туда добраться. Последние пару км дорога горная, во время дождя скользкая, местами слегка заросшая. Кветера находится ближе к Алазанской долине, и путешествуя по Алазанской долине можно слегка отклонится от основного маршрута и заехать в Кветеру. В сухую погоду можно заехать на кроссовере, в случае дождя предпочтителен серьезный автомобиль.
При желании, можно оставить автомобиль у въезда в лес и прогуляться пешком.
Ананури. Замок Ананури (ანანური) - крупный, хорошо сохранившийся замок на берегу Жинвальского водохранилища, около городка Жинвали. Стоит прямо на Военно-Грузинской дороге, это примерно 70 километров от Тбилиси и что-то около 12 километров от Жинвали. Это один из самых известных замков Грузии, он упоминается во всех буклетах и путеводителях, сюда часто возят туристов. Главное достоинство замка - его сохранность. На месте все стены и башни, и даже прекрытия кое-где сохранились. (Продолжение на сайте _http://travelgeorgia.ru/125/).
Если вы едете из России на машине, проехать мимо этого замка невозможно. Ранее, нам везло с погодой, но не в этот раз (первые две фотографии из прошлой жизни).
Сверху лило, но куда-то делась вода из водохранилища. Куда-куда, выпили всё. Тбилиси снабжается водой из этого большого водоема, снега еще таять не начали, осадков не много, вот и увидели мы то, что давно хотели посмотреть – старую дорогу, мост, который ране всегда был скрыт под водой и на верху торчали только макушки четырех столбов.
За последние пару лет, вдоль дороги появилось много новых точек общепита, некоторые из них очень даже приличного вида, где выпив чашечку кофе, мы отправились в Мцхету. За бортом продолжал капать дождь, поэтому фотографий особо нет.
О Мцхете я писал в прошлом отчете, поэтому не буду повторяться
http://www.prado-club.su/forum/index.php?topic=144820.msg4495912#msg4495912 Домой приехали достаточно рано, около 21.00, припарковал машину и быстренько потопал домой, наверстывать упущенные декалитры за день, ведь водитель всегда в пути остается «за бортом».