А я продолжу про масло.
В прошлый раз я написал, что в блоке цилиндров 1GR-FE для LC200 с 2012 г. значительно изменили систему охлаждения и масляную систему. Зачем?
Кардинально изменились поршни 13101. Вместо 31030 получилось 31120. Нигде нет информации об их взаимозаменяемости. И то, что предлагается на вторичном рынке вместо них - тоже. Причем для 31120 предлагает замену только Teikin, но для 31030 - у них другая замена. Остальные предлагают замену на 31030, много, но никто не заикается, что их можно вместо 31120.
Поршни 31120 лишили полноценной юбки. В результате значительно уменьшилась масса и площадь соприкосновения со стенкой цилиндра. Убили двух зайцев, уменьшив потери на трение и вращение коленвала. Однако охлаждение поршня за счет уменьшения площади теплообмена с той же стенкой цилиндра ухудшилось. Перегрев в зоне пояса колец стал неизбежен, поскольку сам пошень только там поршнем и остался ).
А что же кольца? А кольца 13011 вроде внешне и не изменились, наружные их габариты остались прежними, поменялся артикул с 31030 на 31210. И опять. Нигде нет информации об их взаимозаменяемости. И то, что предлагается на вторичном рынке вместо них - тоже. Причем для 31210 предлагает замену только TEIKOKU PISTON RING (ТP), но для 31030 - у них другая замена.
Остальные предлагают замену на 31030, много, но никто не заикается, что их можно вместо 31210.
Наверное, согласно политике, кольца стали Low Tension (или производители врут о приверженности бла-бла-бла) . И попали в самую горячую зону. А там масло и пригорает, отчего ослабленные ради уменьшения трения кольца теряют подвижность. Первыми сдаются маслосъемные. Разобранных моторов полно в ютубе.
Не проводя никаких аналогий, замечу - после скандала с 2AZ-FE, первенца LTR, в repair kit от Тойота для этого мотора входит набор новых колец, новые масляные форсунки с увеличенным диаметром проходного отверстия и еще по мелочи.
Чем охлаждается поршне-кольцевая группа? Стенками цилиндра (через масляную пленку), маслом из форсунок и поддона. И топливной смесью. (О топливной смеси позже.)
ввели рубашку охлаждения цилиндров,
появился
масляный радиатор,
поменяли масляные
форсунки,
ввели
первый масляный поддон, с которого коленвал стал раскидывать масло как крыльчатка,
изменили
корпус и крыльчатку масляного насоса,
изменили
поршень редукционного клапана масляного насоса (пружина осталась прежняя )) ).
Т.е. температурный режим поршневой группы облегчили за счет кардинального реинжиниринга системы масляного охлаждения.
А какой самый простой путь увеличения теплоотвода за счет вязкой охлаждающей жидкости? Увеличить скорость протечки этой жидкости, т.е. ее текучесть.
Оттого и термин этот есть в справочнике из библиотеки МГТУ им. Баумана, согласно формуле 2.45 ))). Это отсыл к ветке про 150, кто читал ). Масло моторное, далеко не ньютоновская жидкость, но в данном случае это дело не меняет.
Вот и появилось масло с условной вязкостью 20, т.е. в полтора раза текучее, чем 30, согласно ГОСТа.
Убиваем еще одного зайца - уменьшаем общие потери от прокачки более вязкой жидкости, которые и уйдут на ее прогрев, увеличиваем топливную эффективность и снижаем как напряжения в масляном тракте, так и нагрев самого масла.
Понятно, что защитная пленка толще у 30, но это неточно (УДК 532.135 ОБЗОР РЕОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ МОТОРНЫХ МАСЕЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РАСЧЁТАХ ДИНАМИКИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И.Г. Леванов)
Зато точно написано в "Руководстве владельца Land Cruiser Station Wagon (c) Toyota"
Если кто-то пожелает опровергнуть, вэлкам, но пожалуйста, не надо свидельств частных лиц, они врут как очевидцы ))), только авторитетные источники.
Что касается 2TR-FE.
Он пережил те же метаморфозы с поршнями и кольцами, что и 1GR-FE, а потом оп, и в 2017 г. у него появился ---- масляный радиатор !
Никогда такого не было, и опять! (с) Как же мы жили без этого узла на всех видах транспортных средств, где верой и правдой служил этот мотор?
Но и это еще не все. Продолжение следует. На подходе ГРМ. Потом V35A.