VAL12, для упрощения моделирования:
- забудем про турбину;
- в "зажигательном" ДВС смесь ни бедная, ни богатая -стехиометрическая;
- газодинамических потерь во впуске нет;
- степень сжатия округлим до 10.
- в режиме торможения ДВС смесь не поступает (топливо точно не поступает при закрытых форсунках, а незначительным объёмом воздуха через клапан х.х. пренебрежём).
Когда тапок убрали с педали, в режиме торможения в "зажигательном" ДВС, почти ничего не поступает: в цилиндре вакуум! .....
"....разве заполнение цилиндров смесью "воздух-пары бензина" может быть не полным? ...." да (вакуум)
Тапок в пол - в цилиндре почти атмосферное давление -заполнение цилиндра полное: давление смеси атмосферное и в объёме цилиндра.
А в конце такта сжатия 10 атм в объёме 1/10 цилиндра (степень сжатия 10).
Если не обгон в лобовую
и не на Эльбрус едете (видел там раздавленную ледником машинку), то тапок где-то по середине, заполнение всего цилиндра, но при давлении 0,5 атм (дроссельная заслонка открыта наполовину), а в конце такта сжатия 5 атм в объёме 1/10 цилиндра (реализованная степень сжатия 5 (а не 10)).
Если последнее предложение для 4-х л, то у 2-х л в этот момент тапок будет давить сильнее (дроссельная заслонка открыта сильнее): заполнение всего цилиндра, но при давлении, допустим 0,9 атм, а в конце такта сжатия 9 атм в объёме 1/10 цилиндра (реализованная степень сжатия 9 (а не 5, как у 4-х л))- термическое КПД выше.
Дизель (без наворотов 21 века, но для упрощения при условии, что степень сжатия у дизеля и бензинки одинаковое (а такая эра уже наступила) экономичней, потому, что термическое КПД выше: реализуется степень сжатия почти всегда полностью, а не скачет, как зажигательное. При тапки в пол у обоих ДВС КПД мах, а на х.х. у дизеля так же мах, а у зажигалки мin. Поэтому дизель на х.х. (КПД мах) не греется.
С турбиной всё намного сложнее, затрахаюсь здесь писать, одно скажу, что разница термического КПД между зажигалкой и дизелем начинает стираться.