Игорь, обращайтесь, пожалуйста ко мне на ты. Я парень молодой, не привычно так официально
Всё написал сам. Ничего не цитировал. Хотя, конечно, ясно дело, не сам всё придумал
Система охлаждения сделана так, чтобы охлаждать двигатель в очень широком диапазоне нагрузок на двигатель. Тут и два контура ОЖ. Если смотреть большой круг, Взять выкинуть термостат, то если не ехать постоянно в красной зоне оборотов, двигатель всё время будет остывать. Температура будет падать. Это всё понятно. Большая теплоёмкость системы.
Стенки цилиндров металлические, у металла есть теплопроводность и температуропроводность. Тепло не может мгновенно перейти с одного конца, нагреваемого, на другой конец - охлаждаемый. В результате - рост температуры. Возьмем в руки гвоздь, над комфоркой нагрели кончик до красна, но спокойно держем в руках за шляпку. Теплпроводность. При этом, при изменении температуры раскаленного кончика на сотни градусов, температура шляпки будет изменяться на единицы градусов! Именно из-за теплопроводности все производители сейчас стараются перейти от проточенных каналов и цилиндров в монолитном блоке к омываемым со всех сторон стаканам (цилиндрам). Толщина металла в этом случае минимальна и проблема теплопроводности встаёт менее остро.
Еще один момент. ОЖ очень важна, но куда большую функцию в плане охлаждения выполняет масло. Оно поршни охлаждает. И температура масла меняется всегда более резко при изменении температуры внутри цилиндров. Гонщики и т.п. всегда мониторят не температуру ОЖ, а температуру масла и, еще более эффективно, температуру выхлопных газов - вот это самые действенные способы контролировать процессы в ЦПГ.
По поводу чипа. Все мои слова основаны на опыте других пользователей. В основном речь идет о патрулистах и ниссановском дизеле ZD30. Это изначально теплонагруженный двигатель. Неудачный очень. И его мощности для патруля очень мало. Патрулисты часто чипуют этот двигатель, при этом не редкий случай замены ГБЦ на 100 тысячах км, очень чатсо прогарают поршни!
Один знакомый патрулист установил себе датчик температуры выхлопных газов, покатался без чипа. Помониторил. Потом установил чип.
Так вот, на холостых и малых оборотах изменения в температуре минимальны. На оборотах 2000-2500 без сильной нагрузки - тоже незначительно. После 2500 - выхлоп с чипом ощутимо горячее, градусов на 80-100.
Но самое интересное под нагрузкой! Например едем в грязи, двигатель постоянно нагружен и тут температура выхлопа с чипом выросла чуть не на !200! градусов... Комментарии излишни.