Что нам говорит этот закон про технически сложные изделия??
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2011 г. по делу N 33-5092
Судья: Рыбаков Р.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Пашенько С.Б.,
судей Рябихина О.Е., Заболотной Л.Н.,
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовской региональной общественной организации "Защита автопотребителей" в интересах Д.П. к обществу с ограниченной ответственностью "Мазда Мотор Рус" об отказе от исполнения договора купли-продажи и взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Д.П. и общества с ограниченной ответственностью "Мазда Мотор Рус" на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 22 июля 2011 года, которым исковые требования Д.П. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пашенько С.Б., объяснения представителя СРОО "Защита автопотребителей" в интересах Д.П. - Д.Г. (доверенность от N), поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, представителя ООО "Мазда Мотор Рус" адвоката Титаренко М.А. (ордер N от, доверенность от), поддержавшего доводы кассационной жалобы ООО "Мазда Мотор Рус", исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
установила:
Саратовская региональная общественная организация (далее - СРОО) "Защита автопотребителей" обратилась в суд с иском в интересах Д.П., в обоснование которого, с учетом уточнения исковых требований указала, что 8 октября 2008 года Д.П. приобрел автомобиль (далее - автомобиль).
Указанный автомобиль был ввезен в Российскую Федерацию обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Мазда Мотор Рус", после чего продан для дальнейшей реализации ФИО9, у которого был куплен Д.П. на основании договора купли-продажи автомобиля N за 1360000 рублей.
Автомобиль эксплуатировался Д.П. в точном соответствии с инструкцией по эксплуатации и с прохождением регулярного технического обслуживания, в том числе с заменой масла, фильтров и т.д.
23 февраля 2011 приблизительно в 11 часов во время следования автомобиля произошел внезапный взрыв в моторном отсеке и автомобиль остановился.
Д.П. доставил свой автомобиль на эвакуаторе на станцию, где ранее производил техническое обслуживание автомобиля, где было обнаружено, что двигатель автомобиля пробит изнутри, а на защите в большом количестве лежат металлические осколки двигателя и его деталей. После этого автомобиль был помещен на стоянку до установления причин произошедшего и определения лица, ответственного за ремонт. Никакие ремонтные действия, изменяющие состояние автомобиля, его узлов и агрегатов, не проводились.
27 февраля 2011 года Д.П. в ООО "Мазда Мотор Рус" была направлена претензия о незамедлительном устранении данных недостатков, приведших к взрыву двигателя, которая была получена ответчиком 02.03.2011 года, однако никаких действий со стороны ответчика предпринято не было.
В связи с изложенным 04.04.2011 года Д.П. отправил в адрес ООО "Мазда Мотор Рус" претензию, в которой отказался от данного автомобиля, попросил его забрать и потребовал выплатить ему денежные средства, уплаченные за автомобиль по договору, а также разницу до стоимости аналогичного автомобиля на момент составления претензии. Данная претензия была получена ответчиком 06.04.2011 года, однако так же была им проигнорирована.
На 8 июля 2011 года импортер ООО "Мазда Мотор Рус" допустил нарушение срока удовлетворения требований потребителя на 80 дней. Стоимость автомобиля на указанную дату составляет 1409000 рублей.
Действиями ответчика, Д.П., как потребителю был причинен моральный вред, а кроме того, им понесены расходы на претензионную переписку с ответчиком, судебные расходы.
На основании изложенного истец просил взыскать с ООО "Мазда Мотор Рус" денежные средства, уплаченные за автомобиль в размере 1360000 рублей; разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования в размере 49000 рублей; неустойку, за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, в размере 1127200 рублей, а также по одному проценту в день от стоимости автомобиля в сумме 1409000 рублей, по день исполнения решения суда, убытки в размере 2410 рублей; компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей; почтовые расходы в размере 223 рубля 70 копеек; судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 60000 рублей; расходы на оплату по предоставлению автомашины на судебную экспертизу в размере 28469 рублей 87 копеек. Также просил обязать ООО "Мазда Мотор Рус" забрать у Д.П. автомобиль.
Рассмотрев спор, суд постановил решение, которым взыскал с ООО "Мазда Мотор Рус" в пользу Д.П. стоимость автомобиля в размере 1360000 рублей, убытки в размере 51410 рублей, неустойку в размере 100000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы по проведению экспертного исследования в размере 28469 рублей 87 копеек, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, почтовые расходы в размере 223 рубля 70 копеек, а всего 1553103 рубля 57 копеек. Д.П. обязан передать ООО "Мазда Мотор Рус" автомашину. ООО "Мазда Мотор Рус" обязано принять у Д.П. и за свой счет вывезти спорную автомашину в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований Д.П. к ООО "Мазда Мотор Рус" отказано. Взысканы с ООО "Мазда Мотор Рус" в пользу ФИО10 расходы по проведению экспертизы в сумме 32356 рублей. Взыскан с ООО "Мазда Мотор Рус" штраф в доход муниципального образования "Город Саратов" в сумме 377825 рублей 50 копеек. Взыскан с ООО "Мазда Мотор Рус" штраф в доход СРОО "Защита автопотребителей" в сумме 377825 рублей 50 копеек. Взыскана с ООО "Мазда Мотор Рус" государственная пошлина в доход государства в сумме 16157 рублей 05 копеек.
В кассационной жалобе Д.П. просит решение суда изменить и взыскать в его пользу неустойку за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя по одному проценту в день от стоимости автомобиля в сумме 1409000 рублей, с 22 июля 2011 года по день исполнения решения суда, а также расходы по оплате услуг представителя в заявленном размере 60000 рублей. Указывает, что судом требования о взыскании неустойки по день исполнения решения суда необоснованно оставлены без разрешения, так же необоснованно снижен размер взысканных расходов на оплату услуг представителя.
ООО "Мазда Мотор Рус" в своей кассационной жалобе просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает на несоответствие выводов суда о том, что выявленный недостаток автомобиля является существенным обстоятельствам дела. Кроме того, истец не соблюдал условия заводской гарантии, поскольку не обслуживал автомобиль на станции официального дилера, которые имеются в Волгограде и в Самаре, а в Саратове отсутствуют. Автор жалобы полагает, что судом не дана ненадлежащая оценка выводам экспертов, изложенным в заключении. Полагает, что экспертами не были исследованы все обстоятельства, необходимые для надлежащего производства экспертизы. Эксперты не имели полномочий для проведения экспертизы, а ее назначение проведено с нарушением норм процессуального права. В удовлетворении ходатайства ООО "Мазда Мотор Рус" о проведении повторной и дополнительной экспертиз судом было необоснованно отказано. Автор жалобы полагает, что не имелось оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, поскольку потребитель сам уклонялся от предоставления неисправного автомобиля ответчику.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 2 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в полном объеме судебная коллегия, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось участниками процесса, 8 октября 2008 года Д.П. заключил с ФИО11 договор купли-продажи автомобиля N, по условиям которого приобрел автомобиль, по цене 1360000 рублей.
Согласно паспорту транспортного средства N импортером автомобиля является ООО "Мазда Мотор Рус" (л.д. 28).
Гарантия на автомобиль была установлена в течение трех лет или 100000 километров пробега со дня передачи автомобиля владельцу.
23 февраля 2011 года в автомобиле истца при пробеге 50132 километра возникла неисправность двигателя, препятствующая его дальнейшей эксплуатации - двигатель был частично разрушен.
25 февраля 2011 года Д.П., в связи с возникшей неисправностью автомобиля направил импортеру ООО "Мазда Мотор Рус" претензию с требованием доставить автомобиль в сервисную службу и устранить недостатки.
В ответ на претензию Д.П. 3 марта 2011 года ООО "Мазда Мотор Рус" направило ему ответ, в котором рекомендовало предоставить автомобиль к ближайшему официальному дилеру Мазда в город Волгоград или город Самару, для диагностики и выявления причин неисправности с компенсацией затрат на эвакуацию в случае, если будет установлено, что причиной выхода из строя двигателя послужило наличие производственного недостатка в двигателе.
4 апреля 2011 года Д.П. направил импортеру ООО "Мазда Мотор Рус" повторную претензию с требованием вернуть денежные средства, оплаченные за автомобиль и возместить разницу со стоимостью нового автомобиля аналогичной марки, на что 6 апреля 2011 года ООО "Мазда Мотор Рус" направило Д.П. ответ, в котором повторно рекомендовало ему предоставить автомобиль к ближайшему официальному дилеру Мазда с возможной последующей компенсацией затрат на эвакуацию.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и верно руководствовался регулирующими данные правоотношения нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Пунктом 3.1 договора купли-продажи автомобиля N было установлено, что продавец обязуется передать автомобиль покупателю, качество которого соответствует техническим характеристикам, установленным заводом изготовителем и требованиям Госстандарта России.
Статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено:
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
4. Утратил силу.
5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.