Не мое, взято с известного форума:
В связи с тем, что тема действительно непростая для раскрытия ввиду различных типов загустителей, пакетов присадок (их вязкости и % содержания, что также влияет на вязкость конечного масла), исходной различной природы и вязкости базового масла, для начала вот такие результаты:
масла уровня API SM/ILSAC GF-4 (кроме 5-40 и 5-50), один и тот же пакет присадок, один и тот же загуститель имеющий SSI=25 (Shear Stability Index), базовое масло группы 3 (исходная вязкость смеси базовых масел без пакета присадок и загустителя 4,3-4,5 сСт при 100), загуститель не чистый, а в растворе около 9%, т.е. чистого в 11 раз меньше в рецептуре:
масло - % загустителя - вязкость при 100
5W-20 - 5,9% - 9,2 сСт
5W-30 - 8,3% - 11 сСт
5W-40 - 13% - 15 сСт
5W-50 - 17% - 19,5 сСт
Здесь как бы задача при одинаковой исходной вязкости получать разные классы вязкости.
На этом же загустителе с этим же пакетом присадок, но конечный класс вязкости SAE 30, исходная вязкость базы для 10W-30 около 5,8 сСт:
5W-30 - 8,3% - 11 сСт
10W-30 - 3,8% - 10 сСт
В нулевках обычно другие загустители с меньшим SSI, но в больших концентрациях
SSI - (вязкость масла до деструкции минус вязкость масла после деструкции)/(вязкость масла минус вязкость масла с присадками без загустителя) и умножить на 100.
Чем меньше SSI, тем меньше деструкция, но и хуже загущающий эффект. Поэтому кто любит экономить берет загуститель подешевле, кладет его меньше, но деструкция выше. 25 - таких загустителей подавляющее большинство в современных маслах с одобрениями ОЕМ. Есть и SSI=2 (дорого и для спец премиальных масел), но есть и 60.