Это выдержка из одной диссертации.
Проанализировав состав опрошенных по социальному положению, мы выявили, что учащиеся являются выходцами из разных слоев. О наличии социально-статусной преемственности однозначно говорит тот факт, что большинство наших респондентов – выходцы из гомогенных семей, где отец и мать – специалисты со средним специальным образованием. Треть этих родителей – специалисты с высшим образованием. У каждого седьмого респондента оба родителя – с неполным средним образованием.
Существует расхожее мнение, что респонденты, которые являются выходцами из семей с невысоким уровнем образования, имеют более крепкое здоровье, чем те, чьи родители имеют высшее образование. Наши данные опровергают этот факт: выходцы из образованных семей имеют более крепкое здоровье. Так, при наличии в семье обоих родителей с высшим образованием 42,5 % причисляют себя к болеющим не чаще 1 раза в год, в сравнении с теми, чьи родители имеют только полное (неполное) среднее образование 12,9 %. Также уровень образования родителей оказывает существенное влияние на частоту заболеваемости. Так, среди болеющих 2–3 раза в год – 13 % респондентов, чьи родители имеют высшее образование, а среди опрошенных, отметивших отсутствие профессионального образования родителей и болеющих с подобной частотой, – 44,4 %.
Выявлены достаточно противоречивые оценки общего самочувствия, жизненного настроения респондентов в зависимости от уровня образования их родителей. Так, только 22,0 % опрошенных, родители которых получили высшее образование, отмечают у себя хорошее настроение, а те, у кого родители не получили такового, – 55,5 % – дают подобную оценку своему настроению. Однако, 66,7 % отметивших, что настроение их нормальное, имеют родителя с вузовским образованием, среди респондентов, чьи родители не имеют высшего образования, – таковых вдвое меньше.
Отношение к вредным привычкам также обусловлено фактором наличия или отсутствия высшего образования у родителей. Доля курящих, родители которых получили высшее образование, составляет 19,0 %, против 26,7 % курящих, чьи родители имеют только среднее общее образование. 17,8 % респондентов, отметивших наличие высшего образования у родителей, впервые стали употреблять алкоголь с 16–18 лет. А удельный вес респондентов, приобщившихся к питейным традициям, чьи родители не получили высшего образования, достигает 42,5 %. Немаловажно и то, что приобщение к наркотикам обнаруживает подобную тенденцию: 4,3 % респондентов, имеющих высокообразованных родителей, пробовали наркотические вещества, и соответственно, 17,4 % опрошенных, имеющих какой-нибудь наркотический опыт, – это выходцы из семей, где родители не получили профессионального образования.
Показатели сексуальной активности респондентов также обнаруживают взаимосвязь с образованием родителей: удельный вес уже начавших сексуальную жизнь, чьи родители имеют лишь среднее образование, составляет 59,2 %, что практически вдвое выше удельного веса опрошенных респондентов, имеющих сексуальный опыт и отметивших наличие вузовского образования их родителей (31,3 %).
Таким образом, значимость образовательного уровня родителей для степени культивирования вредных привычек учащейся молодежи очевидна: чем выше уровень образования родителей, тем лучше отношение к собственному здоровью и чаще прослеживается отказ от вредных привычек и ранней половой жизни.
Решающим для представлений о побудительных силах к сохранению здоровья и готовности изменить образ жизни является социально-экономический фактор. Так, респонденты, живущие с высоким достатком, с уверенностью отвечают, что готовы инициировать принципы ЗОЖ, в то время как малообеспеченные уверены в этом вдвое меньше. Кроме того, обнаружено сочетание более высокого уровня материального положения с большей уверенностью в собственном здоровье.
Выявлена взаимосвязь между материальным положением и фактической частотой заболеваемости. Так, более 35 % материально обеспеченных респондентов ответили, что фактически не болеют, а среди учащихся со средним достатком таких уже 10 %, что позволило нам выделить две группы учащихся в зависимости от их материального положения и медико-профилактической активности: активные (высокий уровень обеспеченности) и пассивные (низкий уровень обеспеченности). Опасность по своим социальным последствиям представляет вывод о том, что в среде учащихся с невысоким уровнем материального обеспечения продолжается процесс воспроизводства социально обусловленных вредных привычек, а, по сути, заболеваний – табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Таким образом, значительное влияние на отношение человека к своему здоровью, как показало наше исследование, оказывает социальный статус семьи и самого человека. В нынешних социально-экономических условиях возможность улучшения или сохранения хорошего состояния здоровья для учащейся молодежи с низкими доходами чрезвычайно проблематична.