Омыватель камеры заднего вида — удобный аксессуар и омыватель камеры по умолчанию подразумевает его использование по простейшей логической схеме "И", то есть параллельно с омывателем заднего стекла. Если омывателя заднего стекла нет (Toyota Camry), омыватель интегрируется в систему омывателя лобового стекла. Это самая простая и надёжная схема, однако некоторые пользователи ищут способы реализации раздельного управления по логическим схемам "ИЛИ / И" (только омыватель стекла или омыватель стекла вместе с омывателем камеры), а в идеале — "ИЛИ / ИЛИ" (только омыватель стекла или только омыватель камеры). Кто-то дополняет систему отдельным бачком омывателя и дополнительной помпой. Все эти схемы вполне реализуемы, однако общий бюджет реализации самой простой и самой сложной схемы может отличаться в несколько раз.
Рассмотрим схему с использованием реле M4 012-1Z2G (существует много аналогов, таких как HFV4 и др.) Мы говорим о 5-контактном реле (бывают 4-х, 7-ми и более). Если вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.
Через контакты 85 и 86 подключается индукционная катушка управления внутри реле. Контакт 30 — общий контакт. 87А — нормально-замкнутый контакт. 87 — нормально-разомкнутый контакт.
Если замкнуть 85-й контакт на массу, а 86-й подключить к плюсу фонаря заднего хода, то при включении задней передачи подается напряжение на катушку управления, реле срабатывает и 30-й контакт переключается с 87А на 87. Таким образом, если разорвать провод, питающий щётку стеклоочистителя, подключить его к контакту 87А со стороны щётки стеклоочистителя, 30-й — со стороны питания, а 87-й контакт оставить свободным, то при включении задней передачи подается управляющий сигнал на катушку управления, на электромагнитный клапан и разрывается питание стеклоочистителя. Теперь при включении омывателя штатным рычагом управления вместо омывателя стекла включается омыватель камеры, а щётка стеклоочистителя не трёт стекло посуху.
Принципиальная электрогидравлическая схемаНиже представлены два почти тождественных варианта схемы реализации системы с реле и двупроходным электромагнитным клапаном. Разница только в том, что в первом случае система будет работать в любом случае, а во втором — только если мы разрываем плюсовую жилу управления стеклоочистителем и подключаем её к контактам 30 и 87А.
Поскольку к фонарю заднего хода нам приходится тянуть элетропровод, то минус на 85-й контакт реле целесообразно взять с того же фонаря заднего хода, а минус на электромагнитный клапан — передать с 85-го контакта реле.
Найти провод, питающий стеклоочиститель лучше всего по схеме, но можно и опытным путём, поочерёдно отключая по одному пину на разъёме мотора стеклоочистителя. Во многих современных автомобилях Toyota первый пин подает напряжение на стеклоочиститель.
Вот небольшой ролик, рассказывающий о принципе работы пятиконтактного реле.
https://www.youtube.com/embed/CYuUsNNu06gНиже приведены только некоторые варианты электромагнитных клапанов. Цены указаны на день публикации статьи. Ссылки могут со временем умирать. Если у кого-то есть опыт использования других ЭМК, поделитесь своим опытом в комментариях.
Так работает уже реализованная схема:
https://youtube.com/v/bgVNOY77bnEСсылка на полную статью с подборкой различных электромагнитных клапанов в нашей ветке (в моей подписи).