'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: Слава Военно-морскому флоту! Всё про флот подводный и  (Прочитано 56356 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

Существует понятие - безопасная глубина для ПЛ - 40 метров (здесь её никто не достанет своим килём). ПЛ ходит либо глубже, либо уже на перископе (8-12м). Перед всплытием на перископ, ПЛ подвсплывает на глубину сорок метров, осматривается (в смысле прослушивается горизонт), делается циркуляция, так как в кормовых секторах слышимость слабая, и резко проскакивает этот рубеж сразу под перископ. Существует некоторая реальность, что судно находится в это время на плаву абсолютно без звуков и ПЛ выскочит под неё. Но это маловероятно, так как какие-то механизмы на судне должны работать, те же вспомогательные дизель-генераторы. И опять же в своих районах, террводах, на всплытии включается активный тракт МИ (миноискания), но только не на боевой службе!
По поводу айсбергов, существуют районы, в которых возможно их появление, об этом идёт оповещение!
Записан

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

И ещё приведу одни интересные данные. Кстати, я думаю, подобные данные имели и лётчики.
К началу войны (к 1 сентября 1939 года) немцы располагали всего лишь 57 подводными лодками, из которых 35 были прибрежного действия (водоизмещением 250 тонн каждая) и 22 были океанскими (водоизмещением по 500 и 700 тонн). И с такими ничтожными силами немецкий подводный флот начал борьбу за Атлантику. В ходе самой войны (после того как в первые же месяцы ее подводные лодки продемонстрировали свою высокую эффективность) в Германии развернулось грандиозное строительство мощного подводного флота. За 5 лет и 8 месяцев войны было построено 1157 подводных лодок. Таким образом общий ресурс Германии составил 1214 подводных лодок, из которых было уничтожено 789 (по англо-американским данным) или 651 (по немецким данным). Значительное число немецких подводных лодок из общего числа уничтоженных было потеряно в ходе интенсивных бомбардировок военно-морских баз и иных мест стоянок. После капитуляции Германии 159 подводных лодок сдались в плен. Остальные же были потоплены их командами. Из 39000 моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32000. Подавляющее большинство - в последние два года войны.
   Немецкие моряки-подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн.тонн (имеются в виду только подтвержденные данные). Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% - отставшие от конвоев и 30% - шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота. Соотношение потерь и побед - 1:3,3 (если исходить из англо-американских данных) или 1:4 (если исходить из немецких данных) в пользу подводных лодок. В апреле 1945 года Германия была готова вновь развернуть смертельную схватку с англо-американским флотом на океанских просторах. У немцев к этому моменту были в высшей степени прекрасные подводные лодки ХХI-ой серии и опытные командиры, лучшие из лучших. Германия сохранила их для решающей битвы. Но, к счастью для английских и американских моряков, битва за Атлантику была выиграна на суше союзными войсками и, прежде всего, советским солдатом.
   Список немецких асов подводной войны, потопивших кораблей общим водоизмещением более 100 тысяч тонн:
   1. Отто Кречмер потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец, - 266629 тонн.
   2. Вольфганг Лют - 43 корабля, в том числе 1 подводную лодку, - 225712 тонн (по другим данным, 47 кораблей - 228981 тонна).
   3. Эрих Топп - 34 корабля, в том числе 1 американский эсминец, - 193684 тонны.
   4. Герберт Шульце - 28 кораблей - 183432 тонны (на его счету первый из всех кораблей, официально потопленных немецкими подводными лодками, - транспорт "Bosnia" - потоплен 5 сентября 1939 года).
   5. Генрих Леманн-Вилленброк - 25 кораблей - 183253 тонны.
   6. Карл-Фридрих Мертен - 29 кораблей - 180869 тонн.
   7. Генрих Либе - 31 корабль - 167886 тонн.
   8. Гюнтер Прин - 30 кораблей, в том числе английский линкор "Royal Oak", потопленный им 14 октября 1939 года на рейде в главной военно-морской базе британского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах, - 164953 тонны. Гюнтер Прин стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Погиб выдающийся подводник Третьего Рейха очень рано - 8 марта 1941 года (при атаке конвоя, следовавшего из Ливерпуля в Галифакс).
   9. Иоахим Шепке - 39 кораблей - 159130 тонн.
   10. Георг Лассен - 26 кораблей - 156082 тонны.
   11. Вернер Хенке - 24 корабля - 155714 тонн.
   12. Йоган Мор - 27 кораблей, в том числе корвет и крейсер ПВО, - 129292 тонны.
   13. Энгельберт Эндрас - 22 корабля, в том числе 2 крейсера, - 128879 тонн.
   14. Рейнхардт Хардеген - 23 корабля - 119405 тонн.
   15. Вернер Хартманн - 24 корабля - 115616 тонн.
   Также достойны упоминания Альбрехт Бранди, потопивший минный заградитель и эсминец; Рейнхардт Зурен (95092 тонны), потопивший корвет; Фриц Южулиус Лемп (68607 тонн), повредивший английский линкор "Barham" и действительно потопивший первый корабль, из всех уничтоженных немецким подводным флотом, - пассажирский лайнер "Athenia" (это произошло 3 сентября 1939 года и не было тогда признано немецкой стороной); Отто Шухарт (80688 тонн), потопивший 17 сентября 1939 года английский авианосец "Courageous"; Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен, потопивший 25 ноября 1941 года английский линкор "Barham".
   Только пять лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1 миллион 52 тысячи 710 тонн. Для сравнения: советский подводный флот имел к 22 июня 1941-го года в боевом составе 212 подводных лодок (к этому нужно прибавить 54 построенные уже в ходе войны подводные лодки). Этими силами (267 ПЛ) было потоплено 157 боевых кораблей и транспортов противника - 462300 тонн (имеются в виду только подтвержденные данные). Потери советского подводного флота составили 98 лодок (разумеется, без учета 4 подводных лодок, потерянных Тихоокеанским флотом). В 1941 году - 34, в 1942 - 35, в 1943 - 19, в 1944 - 9, в 1945 - 1. Соотношение потерь и побед - 1:1,6 в пользу подводных лодок.
   Лучший подводник советского ВМФ Александр Иванович Маринеско потопил 4 пассажирских и торговых транспорта общим водоизмещением 42507 тонн:
30 января 1945 года - пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" - 25484 тонны (на подводной лодке С-13); 10 февраля 1945 года - крупный транспортный корабль "Генерал фон Штойбен" - 14660 тонн (на С-13); 14 августа 1942 года - транспортный корабль "Хелене" - 1800 тонн (на М-96); 9 октября 1944 года - небольшой транспорт "Зигфрид" - 563 тонны (на С-13). За уничтожение лайнера "Вильгельм Густлов" Александр Маринеско "удостоился чести" попасть в список личных врагов фюрера и Германии. На затонувшем лайнере погибли 3700 унтер-офицеров - выпускников школы подводного плавания, 100 командиров подводных лодок, окончивших специальный курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров РСХА, батальон вспомогательной службы Данцигского порта из войск СС численностью 300 человек, а всего около 8000 человек (!!!). Как и после капитуляции 6-й армии генерал-фельмаршала Паулюса в Сталинграде в Германии был объявлен траур, а исполнение планов Гитлера продолжить тотальную подводную войну было серьезно затруднено. За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка С-13 - ордена Красного Знамени. Сам же легендарный подводник, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны. Вне всякого сомнения, Александр Маринеско заслужил, чтобы ему поставили памятники не только в России, но и в Великобритании и Соединенных Штатах Америки. Его подвиг спас жизни многих тысяч английских и американских моряков и приблизил час Великой Победы.
   Капитан 3 ранга Александр Маринеско возглавляет список советских асов-подводников не по числу уничтоженных кораблей противника, а по сумме их водоизмещения и по размерам ущерба, нанесенного военному потенциалу Германии. Вслед за ним идут следующие наиболее удачливые подводники:
   2. Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир ПЛ М-171, К-1, Северный флот) - 14 кораблей;
   3. Иван Травкин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) - 13 кораблей;
   4. Николай Лунин (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-421, К-21, Северный флот) - 13 кораблей;
   5. Магомед Гаджиев (капитан 2 ранга, командир дивизиона ПЛ, Северный флот) - 10 кораблей;
   6. Григорий Щедрин (капитан 2 ранга, командир ПЛ С-56, Северный флот) - 9 кораблей;
   7. Самуил Богорад (капитан 3 ранга, командир ПЛ Щ-310, Балтийский флот) - 7 кораблей;
   8. Михаил Калинин (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-307, Балтийский флот) - 6 кораблей;
   9. Николай Мохов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-317, Балтийский флот) - 5 кораблей;
   10. Евгений Осипов (капитан-лейтенант, командир ПЛ Щ-407, Балтийский флот) - 5 кораблей.
   В ВМС Соединенных Штатов Америки наибольшего успеха добились экипажи подводной лодки "Тотог" - она потопила 26 боевых кораблей и транспортов противника. По водоизмещению же лучший результат принадлежит экипажу ПЛ "Флэшер" - 100231 тонна. Но самым знаменитым подводником США в годы второй мировой войны стал Джозеф Инрайт.
   В 20.48 28 ноября 1944 года радар одиночной ПЛ "Арчер-Фиш", которой командовал командер (соответствовало званию капитана 2 ранга в ВМФ СССР) Джозеф Инрайт, обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов. Вскоре сигнальщики уже увидели точку на горизонте. Учитывая расстояние до нее, определили: цель - крупный корабль. Командир ПЛ и вахтенный офицер, глядя в бинокли, пришли к выводу, что крохотный выступ на горизонте, видимо, представляет собой японский танкер, сопровождаемый одним кораблем охранения. Командир был этому рад, он горел желанием встретиться с любой целью - лодке было предписано проводить свободный поиск кораблей противника в одиночку на громадной акватории к югу и востоку от Японских островов. Через минуту по всей подводной лодке эхом прокатилась команда: "Всем - по боевым постам! Торпедная атака!"
   ... 19 ноября 1944 года администрация судоверфи в Йокосуке передала очередной корабль ВМС Японии. На нем был поднят военно-морской флаг Страны восходящего солнца. С невероятно пышными почестями на особом месте мостика был установлен красочный портрет императора Хирохито. Вся церемония свидетельствовала, что вводимый в состав флота корабль необычен. Это был "Синано" - один из трех сверхмощных линкоров типа "Ямато". После великой битвы за Мидуэй японское военно-морское руководство приняло решение переоборудовать его в авианосец. Большое внимание было уделено бронированию корабля. Толщина бортовой брони составляла 203 мм. Так же как и у "Ямато" и "Мусаси", ниже ватерлинии "Синано" шла особая броня - так называемые "пузыри". Они должны были свести к минимуму поражающую силу торпед, вызывая детонацию вне основного корпуса корабля. Главная палуба (ангарная), полетная палуба и два грандиозных лифта для подъема самолетов и боеприпасов были спроектированы так, чтобы выдерживать прямой удар авиационных бомб весом до 500 кг. Масса защитной брони составляла 17700 тонн. "Синано" имел исключительно мощную зенитную артиллерию: 16 орудий с большим углом возвышения калибром 127 мм (орудия размещались в восьми спаренных башнях с обеих сторон взлетной палубы), 145 (!!!) скоростных зенитных орудий калибром 25 мм, 12 многотрубных спаренных реактивных установок, каждая из которых способна была вести залповый огонь 30 ракетами калибром 120 мм. Четыре турбины "Синано" имели мощность 150 тысяч лошадиных сил и обеспечивали ему скорость до 27 узлов. Цистерн для топлива было установлено больше, чем планировалось. Это гарантировало дальность плавания до 10 тысяч миль. Дополнительно были установлены цистерны с авиационным топливом. Их защитили мощной броней и окружили цистернами с морской водой в целях увеличения защиты. В результате проведения модернизации полное водоизмещение "Синано" составило 71890 тонн и он стал самым крупным из всех когда-либо построенных авианосцев. "Синано" держал за собой рекорд до 1961 года, когда был введен в строй атомный авианосец США "Энтерпрайз".
   28 ноября, через час после захода солнца, "Синано" вышел из Йокосуки. Командир авианосца кэптен (соответствовало званию капитана 1 ранга в ВМФ СССР) Тосио Абэ повел его в порт Курэ, что находится во Внутреннем море (в отличие от Японского моря так называют акваторию, лежащую между японскими островами Хонсю, Кюсю и Сикоку). На борту "Синано" находилось 2515 человек, из них - 2175 офицеров и матросов, 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников (камикадзе). Собственную же палубную авиацию - 20 исребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов вместе с ее экипажами "Синано" должен был принять в Курэ.
   Три современных, получивших боевой опыт, эсминца "Исокадзе", "Юкикадзе" и "Хамакадзе" были выделены эскортировать авианосец. Командиры этих кораблей считали, что нужно совершать переход в дневное время и держаться ближе к береговой черте. Но кэптен Абэ приказал выйти ночью и в открытое море, увеличивая тем путь следования на 25 миль, чтобы прибыть к входу во Внутреннее море, как было намечено, в 10.00 29 ноября. Океанский переход протяженностью в 300 миль проходил в идеальной обстановке - ярко светила луна, волнение было легким. Скорость кораблей была около 20 узлов...
   ...ПЛ "Арчер-Фиш" продолжала идти вперед тем самым курсом, что и обнаруженное судно, пытаясь в то же время собрать о нем как можно больше информации. Вскоре на "Арчер-Фиш" поняли, что перед ними необычайных размеров японский авианосец с боевым охранением. Джозеф Инрайт стал выбирать удачный момент для атаки. В 3.17 29 ноября "Арчер-Фиш" произвела залп из всех носовых торпедных аппаратов. Залп оказался удачным - авианосец стал тонуть и погрузился на глубину 4000 метров. Когда "Синано" уже более трех часов покоился на дне океана и спасательные работы были прекращены, командир дивизиона эсминцев отправил радиограмму в Главный штаб флота Японии, на военно-морскую базу Йокосука, а также на базу в Курэ следующего содержания: "...из 2515 человек личного состава, находившегося на борту "Синано", 1435 человек погибло; спасено 1080 человек, в том числе: офицеров 55; матросов и старшин 993; гражданских лиц 32. Спасен портрет императора... Все секретные документы утонули вместе с кораблем в закрытом сейфе и лежат на глубине 4000 метров".
   "Синано" затонул через 17 часов после выхода в свой первый поход, 29 ноября 1944 года в точке 33 градуса 7 минут северной широты, 137 градусов 4 минуты восточной долготы в 65 милях юго-восточнее побережья.
   За потопление авианосца водоизмещением почти 72000 тонн - крупнейшей цели, уничтоженной в годы второй мировой войны, - Джозеф Инрайт удостоился Креста ВМС США. Уничтожение "Синано" - самый успешный поединок за все 1682 боевых похода, осуществленных подводными лодками ВМС США.
   Источники: Charles S. Thomas "The German Navy in the Nazi Era", London, 1990; Митчем С., Мюллер Дж. "Командиры "Третьего Рейха". Смоленск, "Русич", 1995; "Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование". М., Воениздат, 1993; Б.Лиддел Гарт "Вторая мировая война". М., Воениздат, 1976; Энциклопедия "Великая Отечественная война. 1941-1945", М., 1985; "Техника и оружие", 1995, № 3-4; "Асы подводной войны", изд-во "АТФ", 1997.
Записан

Kotova

  • Гость

Captain,
Аха...понятно....т.е. спец.приборов для этого не существует...ясненько)))))
а вот такой вопрос...ПЛ ходит же по несколько месяцев...ну и чтоб не завелись всякие...надо же чистоту поддерживать...как стирают??? вода же не бесконечна!!!! интересно же))))
Записан

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

Всё бельё, которое нам выдавалось на БС - разовое... В субботу после большой приборки проводилась помойка  ;D (банный день), со сменой белья. Воду конечно экономили, так как испаритель пыхтел на пределе, а в Средиземке особенно очень солёная вода. Зато забортняк - сколько угодно. Где то начиная с Атлантики я уже начинал принимать ежедневно закаливающий душ... pif
Записан

Kotova

  • Гость

Аха.....ну это логично..одноразовое бельё)))))
А как максимально быстро ПЛ может погрузится...ну чтоб безопасно для лодки и экипажа....ну скажем на 80 местров???
Записан

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

До минуты - закрываются все забортные отверстия (верхний рубочный люк, вентиляция и т.д.), открываются клапана вентиляции цистерн и вперёд! Для этого есть ЦБП цистерна быстрого погружения, которая на верху заполнена и придаёт отрицательную плавучесть для того чтобы "камушком" вниз...
Записан

Kotova

  • Гость

До минуты - закрываются все забортные отверстия (верхний рубочный люк, вентиляция и т.д.), открываются клапана вентиляции цистерн и вперёд! Для этого есть ЦБП цистерна быстрого погружения, которая на верху заполнена и придаёт отрицательную плавучесть для того чтобы "камушком" вниз...
фигасее....быстро однако.....
Записан

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

   И ещё выписка из той ограниченной книги, которая сильно запала мне.
..."Материал, который я предлагаю Вашему вниманию, не является моим. Я решил в этом случае отойти от своего принципа размещения на данном сайте только авторских статей. Дело в том, что я приобрел замечательную исследовательскую работу, которая была, к сожалению, издана микроскопическим тиражом в 800 экземпляров, и поэтому для большинства интересующихся военной историей она может пройти незамеченной. Речь идет о книге А.В.Платонова и В.М.Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.". Она является продолжением выпущенной в 1996 году книги "Советские боевые корабли 1941-1945 гг. Подводные лодки". Однако авторы этих трудов за годы работы в Центральном военно-морском архиве открыли ряд новых обстоятельств, существенно повлиявших на уточнение судеб советских подводных лодок, а также результативности их боевой деятельности. По этой причине они просят рассматривать оба издания как одно целое, а при обнаружении разночтений предпочтение отдавать последнему. Я в нижеследующем материале привожу лишь некоторые основные заключения уважаемых ученых. Для тех, кто хотел бы познакомится подробнее с их трудом, я сообщаю, что там вы обнаружите полный список командиров советских подводных лодок и анализ их личного вклада в Великую Победу, а также обширный ряд подлинных приказов и директив Наркома и Начальника ГПУ ВМФ СССР, посвященных подводным силам.
За время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот имел 267 подводных лодок, из которых 170 (59%) участвовали в боевых действиях (здесь не учтены балтийские подводные лодки Л-1, М-72-76 (всего 6 ед.). К началу войны они находились в ремонте, вскоре их законсервировали и в строй так и не ввели. Кроме этого, не учтена "В-1", которая вышла из Великобритании, но в Полярное не прибыла). Из них от воздействия оружия противника погибла 81 (48%) подлодка, 8 взорвали сами, а еще 8 были выведены из состава флота по техническому состоянию. Теперь посмотрим, как обстояло дело с эффективностью применения подводных лодок основных воюющих государств.

Приведенные в таблице данные во многом условны, в том смысле, что их нельзя воспринимать как абсолютные цифры. Это связано, прежде всего с тем, что довольно сложно точно вычислить количество подводных лодок иностранных государств участвовавших в боевых действиях. А их количество необходимо знать, что хорошо видно на примере Германии, так как если бы в 1945 году в боевые походы вышли все построенные германские подлодки ХХ1 и ХХ111 серий, то потери союзников были бы совершенно иные. До сих пор имеются разночтения в количестве потопленных целей. Однако, приведенные значения дают общее представление о порядке цифр и соотношении их между собой. А, значит, можно сделать некоторые выводы.
Во-первых, советские подводники имеют наименьшее количество потопленных целей на каждую участвовавшую в боевых действиях подводную лодку (часто эффективность действий подводных лодок оценивают по потопленному тоннажу. Однако этот показатель в большой мере зависит от качества потенциальных целей, и в этом смысле для советского флота совершенно не приемлем. Действительно, но Севере основную массу транспортов противника составляли суда малого и среднего тоннажа, а на Черном море и таких целей можно было по пальцам пересчитать. По этой причине в дальнейшем в основном будем вести речь просто о потопленных целях, лишь выделяя среди них боевые корабли). Следующими по данному показателю идут США, но там реальная цифра будет значительно выше указанной, так как фактически в боевых действиях на коммуникациях участвовало только порядка 50% подводных лодок от общего их количества на театре военных действий, остальные выполняли различные специальные задачи.
Во-вторых, процент потерянных подводных лодок от числа участвовавших в боевых действиях у Советского Союза практически в два раза выше, чем у других стран-победительниц (у Великобритании - 28%, у США - 21%).
В-третьих, по количеству потопленных целей на каждую потерянную подводную лодку мы превосходим только Японию, и близки к Италии. Остальные страны по данному показателю превосходят СССР в несколько раз. Что касается Японии, то в конце войны происходило настоящее избиение ее флота, в том числе подводного, так что сравнение ее со страной-победительницей вообще не корректно.
Рассматривая эффективность действий советских подводных лодок нельзя не коснуться еще одного аспекта проблемы. А именно соотношения этой эффективности с теми средствами, которые были вложены в подлодки и теми надеждами, которые на них возлагались. Оценить в рублях, нанесенный противнику ущерб очень сложно, с другой стороны, и реальные трудо - и материальные затраты на создание какой-либо продукции в СССР, как правило, не отражали формальную ее стоимость. Однако косвенно этот вопрос рассмотреть можно. В предвоенные годы промышленность передала ВМФ 4 крейсера, 35 эсминцев и лидеров, 22 сторожевых корабля и более 200 (!) подводных лодок. Да и в денежном выражении строительство подводных лодок явно было приоритетным. До третьей пятилетки львиная доля ассигнований на военное судостроение уходила на создание подводных лодок и только с закладкой линейных кораблей и крейсеров в 1939 году картина стала меняться. Подобная динамика финансирования полностью отражает взгляды на применение сил флота, существовавшие в те годы. До самого конца тридцатых годов главной ударной силой флота считались подводные лодки и тяжелая авиация. В третьей пятилетке приоритет стал отдаваться крупным надводным кораблям, но к началу войны именно подводные лодки оставались самым массовым классом кораблей и, если на них не делалась главная ставка, то уж надежды возлагались огромные.
Подводя итог небольшому экспресс-анализу, нужно признать, что, во-первых, эффективность действий советских подводных лодок в годы Второй мировой войны была одной из самых низких среди воюющих государств, и уж тем более таких, как Великобритания, США, Германия. Во-вторых, советские подводные лодки явно не оправдали возлагавшихся на них надежд и вложенных средств. В качестве одного примера из целого ряда подобных можно рассмотреть вклад подводных лодок в срыв эвакуации немецко-фашистских войск из Крыма 9 апреля-12 мая 1944 года. Всего за этот период 11 подводных лодок в 20 боевых походах повредили один (!) транспорт. По докладам командиров, якобы, были потоплены несколько целей, но подтверждения этому не оказалось. Да это и не очень важно. Ведь за апрель и двадцать дней мая противник провел 251 конвой! А это многие сотни целей и при весьма слабом противолодочном охранении. Аналогичная картина сложилась на Балтике в последние месяцы войны при массовой эвакуации войск и мирного населения с Курляндского полуострова и из района Данцигской бухты. При наличии сотен целей, в том числе крупнотоннажных, зачастую с совершенно условным противолодочным охранением в апреле-мае 1945 года 11 подводных лодок в 11 боевых походах потопили всего один транспорт, плавбазу и плавбатарею.
До недавнего времени столь низкая эффективность действий советских подводных лодок в годы войны никак не комментировалась. Точнее, она просто таковой не признавалась. Царило мифотворчество. Во-первых, цифры успешности торпедных атак в официальных изданиях были завышены. Во-вторых, подавляющая часть этой информации являлась секретной. Причем уже в 80-е гг. многие специалисты сходились во мнении, что причина засекречивания результатов боевой деятельности советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны кроется не в возможности нанесения ущерба делу обороноспособности страны, а именно в непомерно дутых цифрах, не имеющих документального подтверждения. В-третьих, не принято было сравнивать цифры, характеризующие успешность действий наших сил с аналогичными цифрами, относящимися к флотам других государств. Последнее обычно объясняли исключительно сложными, "не стандартными" условиями обстановки на отечественных театрах военных действий. Действительно, аналога обстановки для действий подводных лодок на Балтике в 1942-1944 гг. нет. Но, во-первых, в 1943 году, да и большую часть 1944 года советские подводные лодки на Балтике и не действовали. А, во-вторых, кроме Балтики существовали еще Баренцево и Черное моря. Обстановка там тоже не была простой, но в этих же условиях действовали подводники противника и не только они. 4 августа 1941 года в Полярное прибыла британская подводная лодка "Тайгрис", а затем "Трайдент". В начале ноября их сменили две другие подлодки "Сивульф" и "Силайен". В общей сложности до 21 декабря они совершили 10 боевых походов, уничтожив 8 целей. Много это или мало? В данном случае это не важно, главное, что за этот же период 19 советских подводных лодок в 82 боевых походах потопили всего 3 цели. Так что ссылка на исключительность условий обстановки не совсем корректна, во всяком случае она далеко не все объясняет.
Наиболее вероятная причина низкой эффективности действий отечественных подводных лодок может крыться в самом их качестве. Однако в отечественной литературе данный фактор отметается сразу. Можно найти массу высказываний о том, что советские подводные лодки, особенно, типа "С" и "К" являлись лучшими в мире. Действительно, если сравнить наиболее общие ТТХ отечественных и иностранных подлодок, то такие высказывания кажутся вполне обоснованными. Советская подлодка типа "К" превосходит иностранных одноклассниц в скорости хода, в дальности плавания в надводном положении уступает только германской подлодке и обладает наиболее мощным вооружением. Но даже при анализе самых общих элементов заметно отставание в дальности плавания в подводном положении, в глубине погружения и в скорости погружения. Если начать разбираться дальше, то окажется, что на качество подводных лодок огромное влияние оказывают как раз не те элементы, которые фиксируются в наших справочниках и обычно подлежат сравнению (кстати, глубина погружения и скорость погружения у нас также, как правило, не указываются), а другие, напрямую связанные с новыми технологиями. К ним можно отнести шумность, ударостойкость приборов и механизмов, способность обнаруживать и атаковывать противника в условиях плохой видимости и ночью, скрытность и точность применения торпедного оружия и ряд других. К сожалению, отечественные подводные лодки к началу войны не имели современных радиоэлектронных средств обнаружения, торпедных автоматов стрельбы, устройств беспузырной стрельбы, стабилизаторов глубины, радиопеленгаторов, амортизаторов приборов и механизмов, но зато отличались большой шумностью механизмов и устройств. Не был решен вопрос связи с подводной лодкой, находящейся в подводном положении. Практически единственным источником информации о надводной ситуации у погрузившейся подводной лодки оставался перископ с весьма неважной оптикой. Находившиеся на вооружении шумопеленгаторы типа "Марс" позволяли на слух определить направление на источник шума с точностью плюс-минус 2 градуса. Дальность действия аппаратуры при хорошей гидрологии не превышала 40 кб. Командиры германских, британских, американских подводных лодок имели в своем распоряжении гидроакустические станции. Они работали в режиме шумопеленгования или в активном режиме, когда гидроакустик мог определить не только направление на цель, но и дистанцию до нее. Германские подводники при хорошей гидрологии обнаруживали одиночный транспорт в режиме шумопеленгования на дистанции до 100 кб, а уже с дистанции 20 кб могли получать дальность до него в режиме "Эхо". Аналогичные возможности имелись в распоряжении и наших союзников. И это далеко не все, что напрямую влияло на эффективность применения отечественных подводных лодок. В этих условиях недостатки технических характеристик и обеспечения боевых действий можно было частично компенсировать только человеческим фактором. Вот здесь, наверное, и кроется главная определяющая результативности отечественного подводного флота - Человек! Но у подводников, как ни у кого другого, в экипаже объективно существует некий главный человек, некий Бог в отдельно взятом замкнутом пространстве. В этом смысле подлодка похожа на самолет: весь экипаж может состоять из профессионалов высшей квалификации и работать исключительно грамотно, но штурвал находится у командира и сажать самолет будет именно он. Летчики, как и подводники, обычно или все выходят победителями, или все гибнут. Таким образом личность командира и судьба подводной лодки - это нечто целое.
Всего за годы войны на действующих флотах 358 человек исполняли обязанности командиров подводных лодок, 229 из них участвовали в этой должности в боевых походах, 99 - погибли (43%).
Рассмотрев список командиров советских подводных лодок периода войны, можно констатировать, что большинство из них имело звание, соответствующее занимаемой должности или на одну ступень ниже, что является нормальной кадровой практикой. Следовательно, заявление, что к началу войны нашими подлодками командовали малоопытные новички, занявшие должности благодаря имевшим место политическим репрессиям, необоснованно. Другое дело, что бурный рост подводного флота в предвоенный период потребовал офицеров больше, чем их выпускали училища. По этой причине возник кризис командиров, и его решили преодолеть путем призыва на флот гражданских моряков. Причем считалось, что целесообразно посылать их именно на подводные лодки, так как они наиболее хорошо знают психологию капитана гражданского судна (транспорта) и это должно облегчить им действия по борьбе с судоходством. Вот так многие капитаны дальнего плавания, то есть люди, по сути, не военные, стали командирами подводных лодок. Правда, они все обучались на соответствующих курсах, но если так просто делать командиров подводных лодок, то зачем нужны училища и многолетняя учеба? Другими словами, элемент серьезной ущербности в будущую эффективность уже был заложен.
Целая глава книги посвящена детальному разбору того, что собой представляла учебная и боевая подготовка подводников до и во время Великой Отечественной войны. Это, пожалуй, наиболее печальная часть исследования. Авторы приходят к выводу, что именно крайне низкий уровень подготовки подводников, особенно командиров ПЛ, стал главной причиной неудач наших субмарин. В этих условиях, с одной стороны, необходимо признать безусловное мужество, проявленное абсолютным большинством подводников буквально в каждом боевом походе. С другой стороны, объективно трудно было ожидать от советских подводных лодок большей эффективности, нежели она имела место фактически.
Записан

Captain

  • Капитан 3 ранга подплава по жизни, а на форуме аж
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +2513/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26442
  • Город: Столица Гондураса и область
  • Dum spiro, Spero!
    • TLC 120 4.0

..."В заключение я приведу список наиболее результативных отечественных командиров-подводников. Он существенно отличается от всего, что до сих пор можно было прочитать в литературе, но это первый, имеющий документальное подтверждение, список наших асов-подводников.
ВЛАСОВ Владимир Яковлевич - 6 достоверно потопленных целей (3.736 брт), 12,5 суток в море на одну потопленную цель, погиб.
ЛИСИН Сергей Прокофьевич, Герой Советского Союза - 5 достоверно потопленных целей (9.164 брт), 18 суток на цель.
КОТЕЛЬНИКОВ Виктор Николаевич - 5 мотоботов потопленных артиллерийским огнем, 17,8 суток на цель.
ЩЕДРИН Григорий Иванович, Герой Советского Союза - 4 достоверно потопленных цели (10.152 брт) и одна повреждена, 31,2 суток на цель.
МОХОВ Николай Константинович - 4 достоверно потопленных цели (6.080 брт) и одна повреждена, 9 суток на цель, погиб.
ГРЕШИЛОВ Михаил Васильевич, Герой Советского Союза - 4 достоверно потопленных цели (2.293 брт) и одна повреждена, 64,7 суток на цель.
ТРОФИМОВ Иван Яковлевич - 4 достоверно потопленных цели (13.857 брт), 41 сутки на цель, погиб.
КОНОВАЛОВ Владимир Константинович, Герой Советского Союза - 3 достоверно потопленных цели (6.641 брт) и предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (762 брт) и один боевой корабль, 18,4 суток на цель.
ОСИПОВ Евгений Яковлевич, Герой Советского Союза - 3 достоверно потопленных цели (3.974 брт) и одна повреждена, 16,3 суток на цель, погиб.
БОГОРАД Самуил Нахманович, Герой Советского Союза - 3 дотоверно потопленных цели (6.100 брт), 34,3 суток на цель.
МАТИЯСЕВИЧ Алексей Михайлович - 1 достоверно потопленная цель (2.414 брт) и предположительно погибли на выставленных минах 4 транспорта (5.067 брт) и два боевых корабля, одно судно повреждено, 10,3 суток на цель.
АВГУСТИНОВИЧ Михаил Петрович - предположительно погибли на выставленных минах 6 транспортов (16.052 брт) и два боевых корабля, 21,5 суток на цель.
МОГИЛЕВСКИЙ Сергей Сергеевич - 2 достоверно потопленных цели (105 брт), предположительно погибли на выставленных минах один транспорт (749 брт) и три боевых корабля, 13,3 суток на цель.
ГРИЩЕНКО Петр Денисович - 1 достоверно потопленная цель, предположительно погибли на выставленных минах пять транспортов (16.352 брт), 13,5 суток на цель.
ПОЛЯКОВ Евгений Петрович - 2 достоверно потопленных цели, предположительно погибли на выставленных минах два транспорта (2.304 брт) и один боевой корабль, одно судно повреждено, 41,6 суток на цель.
Самого большого успеха за одну атаку добился командир "С-56" Г.И.Щедрин. 17 мая 1943 года четырехторпедным залпом он поразил сразу два транспорта. Один из них затонул, а второй только получил повреждение - торпеда не взорвалась. Самым объективным командиром нужно признать Н.К.Мохова, все заявленные им победы впоследствии подтвердились. В качестве противоположного примера можно привести И.В.Травкина, который заявил 13 побед, за ним утвердили 7, а фактически он потопил 1 транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед (своеобразный рекорд). Следующими по расходу торпед идут М.В.Грешилов - 49 (16,3 на одну потопленную цель) и Н.А.Лунин - 47 (23,5 на одну потопленную цель). Наибольший тоннаж достоверно потопленных целей принадлежит А.И.Маринеско - 40.144 брт (2 уничтоженных корабля).
В целом, надо признать, что советские подводники воевали в исключительно сложных условиях. И дело не только в серьезном противолодочном рубеже в Финском заливе. Сложность ведения боевых действий для советских подводников зачастую заключалась не в объективных физико-географических условиях регионов, не в особенностях противолодочной борьбы противника, а в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки. Это касается как чисто технических вопросов (гидроакустика, средства связи, шумность работы приборов и механизмов, и т.д.), так и оперативно-тактических (разведка, управление, обеспечение развертывания из баз и возвращения). Что касается боевой подготовки, то она имела низкое качество еще в мирное время, что предопределило и низкую успешность советских подводных лодок в начальный период войны." 
А теперь посмотрите на сколько эти данные отличаются от выше указанных...
Записан

Mr.Adventure

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +915/-32
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4682
  • Город: Москва
  • В огороде бузина, а в Киеве - хунта.
    • LC 200

С начала 1943 года немецкой промышленностью,благодаря конвеерно-секционной сборке и сварке, а не клепке,корпусов, выпуск ПЛ был доведен до 18-30 в месяц.
Записан
Времена такие, что даже святому человеку чаще требуется пистолет, чем молитва. (К. Маннергейм).