Очень много статей в инете ,стоит только в поиске набрать про то какой бензин лить 92 или 95? И большинство в них пишут 92 что он "типа " чистый а 92 с присадками .......писатели этих статей ниразу не читали КАК делается бензин и ЧТО влияет на его свойства!
Реальность ближе к тому что описанно в статье ниже! В статье описанны реальные вещи и мне понравилась! ИМХО
Как и кто его доставляет
Начинать эту статью, думаю, нужно с развенчания мифа о том, что в России производят плохой бензин. Бензин на всех крупных нефтяных заводах производится только в соответствии с требованиями ГОСТ, которые год от года становятся все жестче и приводятся в соответствие с европейскими нормами. С завода некачественный бензин просто не выпустят. Если при лабораторных исследованиях, которые также проводятся только в соответствии с ГОСТами, выяснится, что качество продукта не соответствует требуемому, его будут доводить до норматива различными способами.
Далее бензины доставляются до нефтебазы железной дорогой, или по продуктопроводу. И на этой стадии «испортить» бензин не получится. Все бензины, начиная с 92, относятся к охраняемым грузам, а вагоны опечатываются пломбами. В трубопроводе, конечно, все бензины, попавшие туда, перемешиваются, и естественно на месте предприятие получает совсем не тот бензин, который в трубу сдало. Но к транспортировке принимают бензины только в соответствии с ГОСТ. Да и прокачивают высокий октан далеко не везде и далеко не всем. Бензин может также доставляться с завода сразу на заправку бензовозом, который тоже опечатывается, и к каждому бензовозу также прикладывается паспорт качества.
Кто его делает.
Качество выпускаемого бензина, конечно, варьируется в пределах ГОСТа. Оно зависит от многих факторов, к самым важным из которых относятся качество перерабатываемой сырой нефти и технологическая схема завода. Мнения: «чей» бензин лучше?» - очень разнятся. Можно отметить хорошее качество бензинов группы Уфимских НПЗ (ТНК-Башнефть), Ярославского, Туапсинского (Роснефть), Волгоградского (Лукойл), Рязанского (ТНК), Московского НПЗ (МТК), группы Самарских НПЗ (ЮКОС), НПЗ в г.Кириши.
Как его делают.
Бензин марки АИ-92 (Регуляр), в основном, получают путем компаундирования (смешения) бензиновых фракций разного октанового числа и минимума различных моющих (для улучшения экологических свойств) и антидетонационных добавок. Бензины АИ-95 (Премиум) и АИ-98 (Супер) получают путем компаундирования бензиновых фракций, риформата (продукта процесса каталитического риформинга с октановым числом 95, но может быть и меньше и больше), ну и конечно разнообразных высокооктановых добавок. Чаще всего, в основе этих добавок, используются ароматические углеводороды, поэтому высокооктановые товарные бензины часто так характерно и довольно приятно пахнут. А также все тех же присадок, улучшающих детонационные и экологические свойства бензина.
На Московском НПЗ (Московская Топливная Компания – МТК) и ряде других заводов, для получения высокооктановых бензинов используют МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) довольно хорошую, эффективную и относительно безопасную присадку.
Как нас дурят.
Все самое «интересное» с бензином начинает происходить на нефтебазе или заправке. Здесь начинает действовать вечная проблема всех времен – «Воруют…». Конечно, многие компании имеют собственные нефтебазы или арендуют емкости целиком. Но не все… Способов, скажем так – понизить себестоимость бензина и дизельного топлива множество. От самого простого – разбавления на нефтебазе качественного бензин ТУшным (то есть выпущенным в соответствии с Техническими Условиями), до, пожалуй, самого капиталоемкого - получения более высокооктанового бензина путем добавления разнообразных присадок (в том числе и запрещенную - ТЭС, закупаемую нелегально в ближайшем зарубежье) в низкооктановый (например из АИ-80 сделать АИ-92). Все то же самое, но в более скромных масштабах делают и на заправках. А если бензин «удешевляют» и на нефтебазе и на заправке, то объяснять, что попадает нам в бензобаки, не приходится.
Что нам могут продать под видом топлива.
Московский рынок сейчас перенасыщен разнообразными бензинами и продуктами близкими по характеристикам к дизельному топливу и стоимость их постоянно падает, что в свою очередь подстегивает недобросовестных заправщиков и нефтебазы все больше использовать эти продукты. В топливные баки наших автомобилей могут попасть:
бензины:
ББЦ – бензин для бытовых целей;
БГС – бензин газовый стабильный;
бензин прямогонный;
бензин нестабильный;
бензин технологический;
компоненты бензина А и Б;
БПЦ – бензин для промышленных целей;
дизельное топливо:
топливо печное бытовое;
судовое маловязкое топливо;
ШФЛУ – широкая фракция легких углеводородов.
Иногда при проверке документов на поставленный бензин или дизельное топливо на заправке, вы вполне можете увидеть там какое-нибудь из вышеперечисленных названий.
Несколько советов по выбору АЗС:
1. Заправка должна быть хотя бы раскрашена в цвета какой-нибудь крупной Российской нефтяной компании.
Всяческие «Рога и Копыта» не в состоянии без «удешевления себестоимости» продукции конкурировать на рынке с крупными компаниями. Ведь нефтяные компании доставляют свои продукты или по продуктопроводам («Рога и Копыта» туда не пустят никогда) или по льготным тарифам по железной дороге. «Рога и Копыта» же вынуждены или покупать довольно дорогой (и уже мешанный) продукт с нефтебаз или привозить с заводов на ту же нефтебазу, сливая его в общий котел, причем опять таки транспортная составляющая цены (то есть стоимость доставки до места) будет много больше чем у крупных компаний, часто цена таких бензинов и дизеля просто выше рыночной для данного региона. В результате метод решения проблемы один – удешевлять стоимость товара, способы приведены выше.
2. Заправки разнообразных иностранных компаний.
В России никто не верит, что бензин на них произведен на «родных» для этих компаний заводах и доставлен в Россию. Стоимость такого бензина была бы раза в два выше российского. Доля на рынке у таких компаний совсем невелика, а иностранцы работают только в руководстве. В результате они покупают свои продукты, в лучшем случае у российских нефтяных компаний, или с тех же нефтебаз, или вообще неизвестно что неизвестно и у кого, в зависимости от порядочности менеджеров по закупкам. Да, эти компании кричат вовсю, что осуществляют повышенный контроль качества продаваемой продукции, но на заправках работают все те же наши «родные» русские люди и происходит там все то же, что и на российских заправках в глубинке. Вспомните хотя бы известный скандал с АЗС "ВР".
3. Небольшое отступление.
И еще одно небольшое замечание!
Единственной компанией, имеющей огромный емкостной парк является «Роснефть», поэтому если для ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, ТНК и прочих, хранение нефтепродуктов не является доходным бизнесом, то для «Роснефти», хранение – одна из статей дохода. И хотя, на заводах «Роснефти» производится очень хороший бензин, на свои нефтебазы «Роснефть» принимает «все» и «ото всех». Поэтому на заправках «Роснефти» качество бензинов и дизельного топлива, мягко говоря, - «не очень». Хочется надеяться, что эта ситуация в "Роснефти" изменится после ее выхода на международный рынок продажи акций.
4. Когда вы заправитесь, посмотрите – какое название предприятия пропечатано на чеке.
Если это какое-нибудь «ООО» или «ЗАО» и в названии нет даже упоминания названия нефтяной компании, в цвета которой раскрашена заправка, то эта заправка частная, и работает по договору на реализацию продукции (разнообразных форм и названий). Если же в названии есть упоминание о нефтяной компании, то заправка принадлежит (хоть каким-либо боком) самой компании, а, следовательно, контроль за деятельностью такой заправки значительно жестче.
5. На заправке, где вы заправляетесь регулярно, не стесняйтесь спрашивать документы на поставляемую продукцию, т.е. паспорта качества, которые прилагаются к бензовозам.
Конечно, много там не понять, без специальных знаний, но в паспорте должен быть указан ГОСТ 2084-77 или Р 51105-97 (или для некоторых компаний ТУ с указанием, что этот продукт повышенного качества например - по экологичности), параметры ГОСТа и соответствие продукта (фактические показатели) этим параметрам. В документах также будет указано – откуда привезен нефтепродукт. Самый отличный вариант, если в документах можно прочитать слова примерно такого содержания «ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод» … Паспорт качества нефтепродукта №…, далее бензин марки АИ-95ЭК с улучшенными экологическими свойствами (городской) ТУ №….» эти фразы говорят о том, что продукт отгружен непосредственно с нефтебазы при каком-либо заводе, в данном случае с МНПЗ.
6. Кому можно доверять.
В Московской области неплохой бензин поставляется еще с Серпуховской, Подольской или Володарской нефтебаз, Ярославского и Рязанского НПЗ. Причем с Рязанского и Ярославского НПЗ, как и с Московского продукты поставляются сразу в бензовозах, то есть, минуя нефтебазы.
7. Внимание! Опасность !
А вот если Вы в паспорте на продукцию увидели, что бензин или дизельное топливо поставлено с нефтебаз близлежащих областей (Владимирской, Тульской и прочих), то, скорее всего вам собираются продать некачественную «бодяжную» продукцию. А если в названии продукта стоит «Бензин газовый стабильный», «Широкая фракция углеводородов» или другие названия из приведенного выше списка, а это, поверьте, может случаться даже чаще, чем Вы можете предположить, то немедленно требуйте слива нефтепродукта из бака или, можете, конечно, потребовать покупки нового авто.
Эпилог.
В любом случае, качество заливаемого в бак топлива зависит во многом от порядочности руководства заправок и их персонала. Но, в общем и целом, несмотря на рассказанные выше «страшилки», всегда можно найти несколько заправок любой из крупных компаний, где качество бензинов и дизеля очень хорошее. Просто нужно любить свой автомобиль и себя, и не бояться потратить на поиски немного сил и времени … и нервов.