О переделке тормозов ТЛК 200 и некоторых особенностях современного российского самосознания.
Когда непредвзято анализируешь изложенную здесь «техническую» информацию без излишней восторженности, сразу обнаруживаешь, что она не совсем достоверна и преподносится в стиле американских коммивояжеров, которые создавали у тех, с кем они общались, ощущение неполноценности без того товара, который они распространяли.
Думать не надо! Давай, хватай, налетай и не будь лохом, как большинство владельцев ТЛК 200, которые ездят на машине «без тормозов»!
Пытаясь понять, зачем всё это нужно, а также из чего должна состоять «правильная тормозная система» видим, что нам «задорого» предлагают поменять только оконечную часть тормозной системы.
Например, предлагается заменить обычные тормозные шланги на армированные под предлогом того, что «стоковые» не выдержат высокого давления. Простите! А с какой такой радости без замены штатного главного тормозного цилиндра и штатного вакуумного усилителя тормозов вырастет это самое тормозное усилие или давление в тормозной системе?? Или Вы после замены тормозной системы будете вдвое сильнее давить на педаль тормоза, чтобы «оправдать» вложенные деньги?? «Менять надо всё комплектом» - не эту ли истину талдычат сами «слесари-улучшители» тормозов?
Как известно, улучшить тормозную динамику автомобиля можно за счёт:
1. Увеличения площади тормозных колодок.
2. Увеличения тормозного усилия на колодках.
3. Увеличения трения колодок о тормозные диски.
4. Снижения веса (это не для ТЛК 200).
Первая задача решается применением на машине тормозных дисков большего диаметра и соответственно большей толщины. Однако это влечёт необходимость замены не только суппортов, тормозных дисков и колодок на большие, но и необходимостью использовать колёсные диски большего диаметра с изолентой вместо покрышек, т.е. о внедорожности придётся просто забыть. При этом растут «неподрессоренные массы», быстрее изнашиваются ступичные подшипники и элементы подвески (особенно, если используются колёсные диски другой ширины и с другим вылетом).
Кроме того, увеличение площади колодок без изменения давления тормозной жидкости на поршни в системе, снижает прижимную силу колодок. Вспоминая, как работает простейшая гидравлическая система (например, домкрат см. рис.) видим, что сохранить силу прижима можно увеличив площадь (и количество) исполнительных поршней в суппорте. Однако, при этом выигрывая в силе, мы проигрываем в расстоянии (основа гидравлических систем - закон Паскаля). То есть при одинаковом нажатии водителем на педаль тормоза перемещение 6-и поршней большей площади будет происходить на меньшую величину, чем перемещение 4-х поршней штатного суппорта. Поэтому, для сохранения той же эффективности тормозов (и тем более для получения большего эффекта) давить на тормоз «модернизированной машины» придётся значительно сильнее. Соответственно, при эксплуатации колодки в такой системе будут ближе к тормозным дискам в нерабочем положении и будут быстрее изнашиваться и больше «чувствовать» грязь и биение тормозных дисков (особенно при износе ступичных подшипников).
А тогда сразу возникает вопрос, о каком «ускорении отклика» тормозной системы тут нам втирают продавцы «заряженных» тормозных комплектов?? «Отклик» зависит не от количества поршней в суппорте, а от природной или специально натренированной реакции водителя и его готовности быстро среагировать на изменяющиеся дорожные условия. Может параллельно с заменой тормозов они обучают водителей правильно и быстро тормозить?
Поэтому первые два варианта взаимосвязаны. Если только увеличить давление в тормозной системе, будут очень быстро стираться тормозные колодки. Однако такого «риска» здесь нет, так как давление тормозной жидкости в тормозной системе эти комплекты априори увеличить не смогут.
Правильный тюнинг – одновременное увеличение площади колодок и повышение давления в системе путём замены главного тормозного цилиндра и усилителя тормозов. Одновременно с этим надо использовать более теплостойкие колодки и тормозные диски (керамика и прочее).
Ещё один минус 6-и поршней. В грязи и соли всё это будет кончаться значительно быстрее. Сзади грязи всегда больше, чем спереди. Поэтому один (!) поршень в суппорте у ТЛК 200 сзади есть компромисс между бОльшей эффективностью дискового тормоза по сравнению с барабанным и меньшей уязвимости одно поршневой системы с плавающим суппортом по сравнению с 2-х и тем более 4-х поршневой системами. Даже в Туареге сзади 2, а не 4 поршня.
По поводу увеличения силы трения колодок о диск (третий вариант). Применение керамики и прочей «экзотики» рассматривать не будем. Над материалами феррадо и дисков специализированные фирмы работают. Имеющиеся материалы – компромисс между надёжной работой в различных условиях и приемлемой долговечностью компонентов тормозной системы.
На колодке делают специальную прорезь, чтобы улучшить очистку и тепловую характеристику при торможении. Для этого же перфорируют тормозные диски, добиваясь лучшей само очистки колодок и дисков и улучшения тепловой характеристики. Однако это снижает площадь трения и в грязи эти отверстия, забившись мелкими камушками и песком, прикончат колодки значительно быстрее!!! Поэтому такой системе необходим более частый (не реже 1 раза в 5000 км) квалифицированный уход и более частая замена тормозных колодок.
Ещё один озвученный перл – замена тормозной жидкости на ДОТ 5 для «уменьшения закипания». На крышке бачка с тормозной жидкостью написано: «Использовать только ДОТ3». Анализировали ли авторы вышеприведённой «рекомендации», как будут в новой жидкости работать манжеты главного тормозного цилиндра по мере износа? Не получится ли тот же эффект, когда в ВАЗ-2101 вместо минералки люди заправляли синтетику – масло в итоге вытекало изо всех щелей?
С экономической точки зрения может быть проще купить за эти деньги (тормоза + колёса + обслуживание) подержанный Крайслер С300 с мотором SRT8, или, например, Шевроле Камару для гонок??
«Переделанная» машина по совокупности остальных качеств: устойчивости на трассе, малоинформативному рулевому, валкости и прочему не изменится, и «заряженная» тормозная система в итоге сделает передвижение на ней более опасным, чем на заводской версии, так как будет провоцировать владельца ехать на ней значительно быстрее!!!
Разумнее вместо ТЛК 200 купить РР «Вог» или «Спорт», или на худой конец 4-х литровый бензиновый Туарег (можно и 6-и литровый W12, если по деньгам потянете), раз Вы такой «гонщик» и любите большие машины.
А для ТЛК 200 разумно оставить то, для чего машина и была изначально предназначена: для комфортной и достаточно быстрой езды по нормальным и плохим дорогам!!!