В ДУРНОМ ВКУСЕ (Bad Taste) 1987, Новая Зеландия
Фильм смотрен был давно на VHS в отвратном качестве. Давеча пересмотрел его в mpeg4, ну и решил отписаться о фильме, являющемся классикой треша, какие роли, какой сюжет бл! Какая постановка трюков и какие спецеффекты! Сцена мощной битвы возле дома в конце весьма и весьма походит на пародию финальново мочилова в Коммандо. А еще у меня возникли параллели с номовской "Пасекой", два шедевра трэш-кино, чем-то сюжет похож, юмор временами одной стёбовой окраски, гротеск и выпяченная временами псевдопафосность тоже одного характера. Ну что многие находки Джексона были впоследствии использованы и растиражированы в разных вариациях вообще можно не вспоминать даже. К примеру, эпизод стрельбы через проткнутого дулом иноплатенянина был продублирован Родригесом в "От заката до рассвета". Впечатлила униформа инопланетян - джинсы и синие рубашки навыпуск. Когда смотрел - удивился крановым съемкам. Оказывается Джексон сотоварищи приспособили для этого дела настоящий кран! Кстати сказать, заметно, что сценарий писался походу съемок. Ну да ладно, лучше обо всем по порядку. Странная вещь нынешнее искусство. Чем больше с ним сталкиваешься, тем больше поражаешься, каких сюрреалистичных бастардов может породить глубокое синее море человеческого воображения. Больная и развращённая, саркастически конвульсивная фантазия современного пост-индустриального человека. Казалось бы, невинное детское желание "посмотреть что же там внутри" и "как вот это работает", у взрослых уже много лет выливается в абсурдные, совершенно ненормальные потоки визуальной информации, которые терроризируют глаза, уши и мозги счастливых обладателей телевизоров вот уже много десятков лет - чуть ли не с момента появления кино как такового. Да, есть что-то узкользающе привлекательное в, по сути, ставшем сейчас элитарным жанре треша: мизерные (по меркам крупных студий) бюджеты, никому неизвестные актёры-любители, на коленках слепленные спецэффекты, непрерывное насилие, океаны крови, примативная жестокость и бессмысленность всего происходящего, плохая плёнка и аляповатый монтаж. Беспричинный видео-фарс (фарш?). Что в этом может быть хорошего? На поверку - очень многое. Как отличить хороший треш от плохого? Да запросто, плохой треш скучно и не интересно смотреть, а от хорошего не оторваться.
"В дурном вкусе" это не только кровь, кишки, мозги и мясо. Это ещё и безбрежный, карикатурный океан (само)иронии, постоянное насмехание над искусством, над зрителем, омерзительно притягательная багровая буффонада, пугающий символизм размозженных черепов и оторванных конечностей. Не боясь в данном случае громкой приставки, "пост"-искусство. До ужаса патологическое порождение замусоренного, исковерканного, запутавшегося творческого сознания 20ого века, наглый плевок жёлтого цвета в рожу одновременно "Крёстному отцу", "Командо" и Вольфгангу Амадею Моцарту. Вы будете сидеть и как откровенные дебилы смеяться над своими собственными разорванными внутренностями. Теперь у вас - дурной вкус.
В 40-60ые годы прошлого века буквально весь мир поп-корнового кинематографа покорили новейшие пластилиновые b-movies про пришельцев, безжалостных инопланетных захватчиков, жаждущих только одного - убивать, а затем живописно сжирать человеческую плоть. Bad Taste сделан именно по канонам, заложенным в то время, хотя в момент его съёмки мода на подобное кино уже значительно ослабла, во всяком случае в области низкобюджетных gore-поделок. Поэтому-то оно смотрится во многом как реверанс, дань уважения тому ушедшему времени, той обезбашенно ненормальной, будоражащей мозжечок эстетике, 3-х грошовой, сознательно нагнетаемой в развлекательном жанре уфофобии. Самое удивительное то, что фильм как бы сам по себе плавно выходит за узкие рамки такого подхода и независимо развивается, заскакивая то в смешной до слёз залихватский боевик, то в ненавязчивую комедию положений, с кучей отборнейших мелких гэгов (которые постоянно открываешь при повторных просмотрах), то в тотальное высмеивание всего и вся с неизменно серьёзной, интеллегентно-отмороженной миной лица.
Понятно, что в условиях съёмки малобюджетного треша всё, повторяю, ВСЁ ложится именно на хрупкие плечи режиссёра. На его упёртость, талант, изворотливость, терпение, умение работать с актёрским составом и съёмочной группой. А фильм-то снимался 4(!) года по викэндам, это, кстати, довольно-таки заметно по резкой смене настроений почти в каждой сцене и, упомянутой выше, жанровой эклектичности повевствования. Никакого заготовленного сценария, конечно, тоже не было, сплошная импровизация, свободный полёт мысли. На месте и декорации из подручных средств, картонное оружие, дублирующиеся актёры (сам Питер играет 2 роли, в остальной "массовке" пришельцы тоже часто повторяются, хотя в глаза это не бросается). Сразу становится очевидно - со своей задачей Джексон справился на все сто. Режиссёр вынес на суд зрителя не кривослепленную маслянистую пургу, а именно достойное внимания и обсуждения творение. Картинка моментально затягивает, проглатывает тебя с потрохами, держит влипшим в кресло до конца. Каждая сцена - будто маленькая, сама в себе, театральная постановка, с классным чувством пространства, сосредоточенным действием, постоянным, абсолютно непредсказуемым и узнаваемым операторским драйвом, придающим всему ещё более занятный, психоделический окрас, без него фильм бы потерял львиную долю специфического очарования. Трудно поверить, но даже в телодвижениях камеры, в самом подходе к съёмке творящейся бредовой фантасмагории, есть свой особенный потаённый юмор, перманентная издевательская ухмылка. Пафоснейший, активно будоражащий кровь саундтрек также ни на секунду не даёт забыть данный факт.
Основная сюжетная линия, что интересно, тоже нигде особо не провисает, а где провисает, там тут же выползает какой-нибудь адский прикол, заставляющий вновь алчно поглощать изощрённое блюдо.
Пришельцев основную часть времени изображают до неприличия обычные люди, для удобства зрителя одетые в одинаковую джинсовую одежду; похвально, что каждый из этой огромной своры пытается привнести в свою, зачастую, микро-роль какой-то изюм, успеть максимально погримасничать и выделиться в отведённое экранное время, при том не привлекая к своей колышущейся персоне чрезмерно много внимания. Вообще стоит отдельно отметить прекрасную работу или же наоборот, в зависимости от точки зрения, не-работу с "хореографией" всех без исключения актёров: нет, ну насколько же смешно смотреть за всеми этими неуклюжими перемещениями, невероятно тормознутыми погонями, валящимся из рук оружием, то и дело спотыкающимися кровожадными монстрами, норовящими умереть без чьей либо помощи. Да-да, ближе к концу Джексон всё же нашёл финансы (тенденция неожиданно находить на что либо деньги явно прослеживается походу всей картины) и решил потешить очи любителей пост-искусства инопланетными тушками как они есть: с этого момента в общем-то сферического любителя пост-искусства окончательно и бесповоротно рвёт на части, и всё происходящее на экране воспринимается исключительно сквозь пелену гомерического гоготания.
Слегка подытожым - беспрецендентный горе-арт. Смотреть в обязательном порядке и не один раз. Гарантированная доза зелёновато-жидково концентрата счастья всего-то за час с хвостом втыкания. Задолбалсо пейсать, уф!