Приветствую, народ! после 3 лет езды со стуком в рулевой колонке вчера наконец то решил разобраться и устранить этого дятла.
Симптомы: стук при езде по кочкам из рулевой колонки. на заведенном тоже есть при покачивании вправо-влево. на не заведенном тоже есть стук, но немного слабее. при покачивании средней крестовины ( в салоне внизу) диагностируется люфт. при прижатии промежуточного вала вниз ( точнее тянуть среднюю крестовину к себе) и одновременно покачивании руля вправо-влево стук заметно тише, почти отсутствует. при полностью выдвинутой колонкой стук сильнее, при полностью сложенной ( минимальный вылет) колонки стука почти не слышно.
Сразу скажу, что у меня прадик люкс с электрорегулируемой во всех направлениях колонкой и памятью положений. Как я понял из описаний других людей устройство этой колонки весьма отличается от других механических колонок. заблаговременно перешерстил youtube, данный форум, дром, драйв2 и тому подобное. Большая благодарность тем, кто не поленился и подробно описал как устранял подобные проблемы. В частности помогла инфо на
https://www.drom.ru/reviews/toyota/land_cruiser_prado/93370/111782/, купил стопорную, волновую, просто шайбу на алюминиевый промежуточный вал рул колонки, тойотовскую белую смазку, выпускаемую специально для шлицов рул колонки ( 2 шприца с длинной иглой в упаковке). приготовил набор инструмента, литол, клей, керен, кусок дюйм трубки примерно пол метра, резиновую киянку. начал с того, что открутил болт крепления демпферной муфты под копотом. покрутил рулем, в том числе заведенном авто. затянул болт. стук не исчез. сделал тоже самое только с открученными болтами под капотом и в салоне на средней крестовине. затянул. стук не исчез, но показалось, что стал слабее. Решил разбирать колонку.
снятие и установку колонки расписывать не буду. до меня этот процесс отлично расписан другими. я руководствовался видео сервисмена по ссылке
https://www.youtube.com/v/fSIMXuX5iKA. Только я не стал снимать улитку и рулевые переключатели с колонки, снял прямо вместе с ними. как разобрать саму колонку уже додумывал сам. на просторах интернета инфо не накопал ( наверно не там искал)))). вытащить пром алюминиевый вал можно 2 мя способами. 1 - выпресовываете вал с подшипником из колонки. 2- снимаете стопорную, простую, волновую шайбы, разжимную стопорную проволочный фиксатор подшипника, разбираете колонку на две части и вытаскиваете вал с другой стороны ( я пошел этим путем). чтобы разобрать колонку нужно открутить 2 болта ( головка 12) крепления червяка электропривода на выдвижение колонки и 4 болта с головками под скрытый шестигранник червяка электропривода наклона колонки. с верхней частью колонки остается карданчик с крестовиной. с нижней частью колонки остался пром аллюминевый вал, который легко вытаскивается из подшипника в обратную сторону. Вот эта легкость и является ключевой проблемой в стуке. Визуальная диагностика подшипника и шлиц соединения особых проблем не выявила. Очистителем карбюратора вымыл шлиц соединение и подшипник пром вала. накернил на аллюм валу посадочное место под подшипник. обезжирил это место и внутреннюю обойму подшипника, намазал клеем "склею насмерть" . Изначально хотел посадить на эпоксидку. Передумал и наверно зря - она покрепче будет. С форумов советовали посадить на локтайт 638. У меня в наличии не было. смазал белой спец смазкой шлицы. смазал подшипник литолом. начал забивать резиновой киянкой вал в подшипник. И тут оказалось, что посадка очень тугая и вал выбил подшипник с его посадочного места. пришлось садить отдельно подшипник на вал на деревянной доске с помощью мет. трубки. Затем намазал клеем внешнюю обойму подшипника и посадил подшипник с валом на место в рул колонку. В принципе, учитывая, что посадка получилась довольно плотная, клей не особо пригодился. затем поставил новые шайбы, стопор на подшипник, собрал колонку, смазал червяки электроприводов литолом. теперь вал сидел плотно и без люфта. После снятой колонки продиагностировал крестовины - нижнюю ( возле педалей) и верхнюю ( в рул колонке). Показались рабочими, без заданий и люфтов. При установке рул колеса понял свою ошибку что не отметил маркером как было. Ставил примерно, в итоге ошибся на один зуб против час стрелки. Целый день ездил и наслаждался отсутствием дятла в колонке. на следующий день руль переставил как надо. И к неприятности услышал люфт верхнего вала колонки вниз-вверх. как ни странно вправо-влево люфта не обнаружил. Но при езде и покачивании руля дятел все равно не проявляется. Что радует. надеюсь, что надолго. Наверно, соберусь с силами и попробую продиагностировать верхний вал и подшипник колонки. как я понимаю, колонку можно не снимать и вытащить верхний вал вверх после снятия рычагов, улитки и стоп кольца. Кстати, пластикового шара из двух половин, между которыми нужно менять или растягивать пружинку так и не увидел, возможно, он между верхней крестовиной и верхним подшипником. по фото от других пользователей я понял, что моя верхняя крестовина и есть замена этому пластиковому шару на других моделях руль колонок. Не факт конечно. Спасибо кто прочел. возможно кому и пригодится в решении подобной проблемы, учитывая что стуки в рулевой на тойотах это фирменная болячка.