Расскажу свою историю об установке газового оборудования на Prado 150 2TR-FE.
Так как с личных дизельных машин слез давно, и желания возвращаться к дизелю за эти годы у меня так и не появилось, то после покупки Прадика решил установить на него газовое оборудование.
Обзвонив по городу все более-менее приличные конторы, занимающиеся установкой газового оборудования, собрал информацию. И тут вспомнил про своего хорошего знакомого с которым вместе сдавали сопромат и весело проводили студенческие годы. Знакомый давно переехал в другой регион, открыл свою СТО, и как человек весьма одаренный техническим складом ума продвигал в жизнь весьма интересные идеи в плане ремонта и обслуживания автомобилей. В том числе занимался и установкой и обслуживанием газового оборудования.
Знакомый пообещал на досуге сваять в краткой форме трактат о газовом оборудовании и сбросить пару ссылок на форумы, где люди общаются по газовому обордованию. Сказано - сделано, через пару дней я получил от него информацию и углубился в изучение.
Как всегда, при более глубоком изучении вопроса открываются нюансы, которых не узнаешь при поверхностном изучении. Попробую изложить кратко и сжато.
Первое. Когда неосведомленный человек узнает в конторах по установке газового оборудования, и ему сообщают, что могут установить "Digitrоnic, OMVL, Lovato, BRC либо другое газовое оборудование", то начинается путаница. Комплект газового оборудования (сейчас говорим про 4-ое поколение) состоит из газовых форсунок, газового редуктора, газового баллона, мультиклапана в него, и управляющей электроники. И эти компоненты газовой системы подобраны в комплекты фирмами по установке, как правило с определенными целями - у поставщика есть только эти компоненты и брать разные составляющие (форсунки, редуктора, электронику) у разных поставщиков это значит терять скидку от объема; проще и быстрее устанавливать определенные марки компонентов, да и маржа на установке компонентов определенных марок выше. То есть, установить клиенту оптимальное по техническим характеристикам и цене оборудование , не является для этих контор первоочередным.
Приведу пример. Самый ходовый и предлагаемый всеми фирмами вариант к установке был Digitronic. При более детальных расспросах что же входит в этот комплект в некоторых фирмах мычали что-то в ответ типа "...да то же самое, что и у всех", в некоторых более подкованные специалисты сообщали, что комплект состоит из газового редуктора Tomasetto (от которого именитые установщики на профильных форумах плюются), простейшего и самого дешевого мультиклапана в баллон; медленных, но проверенных и надежных форсунок (типа AEB, Valtek и т.п.) и непосредственно управляющей электроники Digitronic.
Второе и самое главное. Ни в одном комплекте, предлагаемых к установке фирмами, нет оптимальных составляющих для двигателя 2 TR-FE.
Возьмём к рассмотрению самую важную составляющую газового оборудования - форсунки. Особенностями 2 TR-FE является большой объем одного цилиндра (673 куб. см.) и высокое быстродействие штатных бензиновых форсунок. Газовых форсунок, способных пролить такой объем цилиндра, со временем открытия/закрытия близком ко времени штатных бензиновых форсунок можно пересчитать по пальцам одной руки. По приемлемой цене вообще пара вариантов. Я выбрал Barracuda 130 Nl/min
[
]
Далее не менее важная составляющая - газовый редуктор. Тоже есть нюансы при выборе. Расспишу, если кому будет интересно. Я выбрал Atiker SR 06 Max
Мультиклапан в баллон по экспертному мнению нужно выбирать с электроклапаном, блокирующем подачу газа из баллона без сигнала. Маститые установщики с профильных форумов хвалят Tomasetto Extra
Управляющую электронику, по совету знакомого, выбрал OMVL Saver
Баллон наружный ТОР на 94 литра вместо запаски.
Про комплектующие, используемые при установке: пластиковая магистраль лучше медной (лучше марки Faro), хороший фильтр паровой фазы циклонного типа, хорошие тосольные шланги и шланги паровой фазы.
Про установку в следующей часте.