Уважаемый Карел и другие вам видимо мои высказывания не показатель, пришлось гуглить.
Вот специально нарыл
Технический бюллетень
Общее щелочное число – TBN в моторных маслах для дизельных двигателей
Общее щелочное число (число TBN) является важной характеристикой моторных масел. Абстрактное определение выглядит
следующим образом: «Общее щелочное число (TBN) это количество кислоты, выраженное через эквивалентное количество
миллиграммов едкого калия, необходимого для нейтрализации всех основных составляющих, присутствующих в 1 г образца»
(определение ASTM D 974)». Но это мало что говорит нам о том, что значит данное число TBN в моторном масле, и какое число
оптимально для эффективной работы моторного масла и защиты двигателя.
Детергентная присадка в моторном масле имеет две функции:
•
Контроль образования отложений на высокотемпературных частях двигателя, таких как поршни и подшипники турбоком-
прессора.
•
Нейтрализация кислотной среды от сгорания топлива, которая может провоцировать коррозийный износ.
Разработчики моторного масла всегда соблюдают соответствие общего щелочного числа TBN количеству серы в топливе.
Сегодня корпорация Chevron производит моторные масла с общим щелочным числом TBN=70, которые используются в мор-
ских двигателях, работающих на топливе c 5% содержанием серы. Это очень высокий показатель содержания серы, примерно
50 000 ppm (частей на миллион). До 1983 года дизельное топливо в США имело показатель от 2500 до 3000 ppm (максимально
допустимый показатель в топливе по ASTM 2D до 5000 ppm), затем производилось топливо с числом до 500 ppm для маги-
стральной техники. Сегодня все дизельное топливо имеет общее щелочное число максимум 15 ppm.
Для дизельного топлива с 3000 ppm серы моторное масло имело общее щелочное число TBN в диапазоне от 10 до 14, и это
было обычным явлением. Более дешевые масла иногда имели данный показатель около 8. Для современных дизельных мотор-
ных масел, предназначенных работы совместно с топливом ULSD (с ультранизким содержанием серы), общее щелочное число
TBN составляет от 8 до 9 и иногда выше. Очевидно, что сегодня потребности в высоком числе TBN для топлива с ультранизким
содержанием серы не существует.
Как измеряется общее щелочное число TBN?
Важно отметить, что существует несколько методов тестирования. Способ, ис-
пользуемый в листах описания продуктов, как правило – ASTM D 2896. В нем используется хлорная кислота для нейтрализации
щелочности масла и, поэтому, дает несколько более высокое значение, чем тестовый метод, используемый в лабораторном
анализе масла. В этом случае обычно используется метод ASTM D 4739 и соляная кислота. Такой способ показывает числовое
значение ниже примерно на 2, чем ASTM D 2896 для того же масла. Этот тест не распознает щелочную среду, которая опреде-
ляется с помощью теста по методу ASTM D 2896.
Почему существует два метода тестирования?
Производители масел обычно используют методику D 2896, и их лаборато-
рии предназначены для работы с хлорной кислотой, которая является токсичной и более сложной в обращении. Кроме того,
по методике ASTM D 2896 можно измерять как «жесткое основание» из металлических детергентов, так и «мягкое основание»
из органических и неметаллических компонентов. В целом, это более точный метод. Но в лабораторных исследованиях пред-
почитают использовать более простой в использовании метод титрования кислоты, в частности соляной кислоты. Тесты могут
проводиться быстрее и токсичность при работе заметно меньше.
Какое общее щелочное число TBN необходимо, чтобы защитить двигатель?
Раньше правильным считалось проводить
замену масла в двигателе, когда общее щелочное число TBN снижалось на 50%. Из-за фактического отсутствия серы в со-
временном качественном топливе возможно использование и более низкого значения TBN. Корпорация Chevron в настоящее
время предлагает для использования следующие принципы оценки общего щелочного числа для дизельных моторных масел:
Другие параметры моторного масла в настоящее время являются более важными для сохранения ресурса двигателя и
обеспечения защиты с продленными межсервисными интервалами, чем общее щелочное число TBN. Эти параметры –
устойчивость к окислению, контроль износа и эффективная диспергируемость сажи. Хорошо сбалансированное моторное
масло обладает многими показателями, влияющими на производительность техники, а общее щелочное число TBN является
только одной из характеристик, играющих важную роль в современных высокопроизводительных моторных маслах.
М.Г. Дженнингс, специалист по обучению, корпорация Chevron, апрель 2012 года.