Еще лет 5 назад, после одной из катастроф, по телеку в одной из популярных передач-расследований сказали: будьте готовы к тому, что в скором будущем за штурвалами в России будут сидеть .... гастарбайтеры! Причем наиболее вероятен вариант - квалифицированные китайцы. и это -грустно.
По поводу мужиков 47-ми летних за штурвалом - да их вина есть. Но, как говорят современные стандарты качества - ищите корневую причину - в ней основная вина. Опять же, всё дело обтяпали управленцы (в моем понимании менеджер - не продавец, а именно управленец). Решили, что нужен пилот - нашли low cost variant с штурманом и бортмехаником. И дальше - пошло-поехало. Штурмана-пенсионера переучили в пилота (законно!), сделали его КВС (тоже законно!) и т.д. И если бы взяли за холку и приложили крепко тех, кто принимал эти решения - я уверен, результат был бы лучше. А сейчас будет все опять - человеческий фактор. Sorry...
Две аварии, которые в моей памяти отложились: катастрофа в Перми. КВС (который, вроде как, был слегка пьян - я не верю) - просто не был как следует научен. Авария в Ярославле, когда погиб х/к Локомотив - экипаж не был достаточно переучен... и т.д. Выдержка из одного из расследований МАК (как обычно, без последствий):
Причины катастрофы:
....
• Возрастающая потребность увеличения численности экипажей для выполнения большого объема производственной программы при постоянном росте объема перевозок, при отсутствии эффективной СУБП, что привело к формализму и методическим упущениям в работе инструкторского состава по подготовке КВС, непривитию ему навыков по принятию обоснованных решений и неукоснительному соблюдению установленных правил подготовки и выполнения полетов.
Возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большой задолженности по отпускам.