Копоть на глушителе дизеля- это вполне нормальная ситуация. Это у новых моторов с сажевыми фильтрами (когда эти фильтры исправны), глушитель будет девственно чистым, а на побегавшем древнем дизеле- запросто будет чернота и не надо на это даже внимания обращать, если нет черного дыма за спиной.
Если дым есть, то это значит богатую смесь. Либо топлива дается больше, но чаще воздуха меньше. Либо фильтр засран, либо с наддувом что- то.
А вот когда форсунки льют и при этом топливо сгорает не полностью в камере сгорания, а догорает в выпуске, то это даст сизый дым.
Детонация страшна не разрушением, а оплавлением ЦПГ. Тот- же прогар поршня, но не трещина.
Где слабо, там и прогорит. Либо поршень, либо окна клапанов. Как повезет в общем.
Но с электронным впрыском детонация почти исключена. ЭБУД сам регулирует время и количество впрыска. А если что- то выйдет за пределы регулирования, то это сразу- же вызовет ошибку по электронике.
И потом...
Некоторые винят качество топлива в этих трещинах...
Им совет: вспомните, что на той- же самой соляре ездят миллионы машин и у них ничего не трещит.
Задайте себе вопрос: почему?
А не потому- ли, что поршни у них покрепче, чем у Тойоты?
По крайней мере этот вывод напрашивается первым.