Для воспламенения дизельного топлива в двигателе без участия постороннего источника зажигания необходимо, чтобы температура его самовоспламенения была ниже температуры, до которой нагревается сжатый в цилиндрах воздух (500—550 °С). Причём, чем ниже температура самовоспламенения, тем мягче работает дизельный двигатель. В этом случае топливо начинает гореть при впрыске в разогретый и сжатый в цилиндрах воздух без задержки, сгорание топлива происходит с постоянной скоростью, и давление образовавшихся газов над поршнем нарастает равномерно.
Оценкой самовоспламеняемости топлива в дизеле является цетановое число (ЦЧ), зависящее главным образом от химического состава топлива. Значение ЦЧ дизельного топлива равно содержанию цетана (в процентах от объема) в смеси с альфаметилнафталином, эквивалентной по воспламеняемости испытуемому топливу. У цетана оно равно 100.
Температура самовоспламенения дизельного топлива (°С) - это минимальная температура горючего вещества, при достижении которой резко возрастает скорость экзотермических реакций, которое приводит к пламенному горению или взрыву. Эта энергия расходуется на активацию реакции горения: Летнее топливо - 300, 3имнее - 310, Арктическое – 330 оС.
Я езжу на Киришском топливе с цетановым числом летом 52.1, зимой 48.5; плюс я доливая в него присадку Supremium Diesel от Wynn’s, которая повышает дополнительно цетановое число и уменьшает выброс всякой дряни из выхлопной трубы. Это топливо имеет очень хороший фракционный состав: 95% по объёму перегоняется при Т не выше 286 град.Цельсия (по ГОСТу 360), а 50% перегоняется при Т<212 (по ГОСТУ 280). Т.е. топливо имеет много лёгких фракций, которые легко воспламеняются, обеспечивают легкую работу мотора без детонации с полным сгоранием топлива (даже без улучшающих присадок). Если же вы ездите на «мазуте», то не удивляйтесь чёрному либо белому дыму из выхлопной трубы.
Лично у меня никакого дыма нет (только на прогреве выхлоп имеет чуть сизоватый оттенок).
Резкое нажатие на педаль газа без нагрузки компьютер должен купировать, так как ECM регулирует выбор времени впрыска топлива и объема его впрыска при помощи EDU, подавая электрический ток на соленоидный клапан в топливном инжекторе (форсунке). В результате выбор времени впрыска топлива и выбор объема впрыска топлива могут быть точно отрегулированы ECM (там куча датчиков, учитывающие расход воздуха, нагрузку на двигатель, давление в рейке и т.п.). Для смягчения шока сгорания, эта система выполняет небольшой предварительный впрыск топлива до главного впрыска топлива. Это помогает уменьшить вибрацию двигателя и шум.
Если же от мазута, например, сильно засрались клапана ЕГР (призваны замедлить сгорание топлива и уменьшить выбросы NOx), то при неисправном ЕГР выбросы могут увеличиться, в том числе может увеличиться дымность.
Потом надо понимать, что «газ» у ТЛК 200 электронный, а не механический! Чтобы увеличить эффективность работы EGR, ECM регулирует суммарное открытие клапана EGR и угол открытия дросселя.
Чёрный же дым у дизеля может быть от чего угодно. Например, переливает форсунка, топливо догорает в выпускном тракте выжигая сажу и т.п.
Если клапан рециркуляции заедает в открытом положении, то будет черный дым, плюс дополнительно будут пульсации, потеря мощности и вибрация двигателя при его остановке.