Чтобы снять недопонимание (типа у нас ГОСТ не имеет никакого отношения к ЕВРО и т.п.), а также спекуляции на тему «только Лукойл» или «только ВР» и прочее, поясню что у нас производят и продают.
В России с 2005 г. действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
вид I - содержание серы не более 350 мг/кг;
вид II - содержание серы не более 50 мг/кг;
вид III - содержание серы не более 10 мг/кг.
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Делится на сорта A – F и классы 0-4.
Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
Сорт А (+5 °С) Сорт B (0 °С) Сорт C (-5 °С) Сорт D (-10 °С) Сорт E (-15 °С) Сорт F (-20 °С)
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
Класс 0 (-20 °С) Класс 1 (-26 °С) Класс 2 (-32 °С) Класс 3 (-28 °С) Класс 4 (-44 °С)
В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A - F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 - 4 для температур от -20 до -44 °С.
В межсезонье, в начале зимнего периода, некоторые поставщики грешат продажей летнего, более дешевого, топлива, под видом зимнего. Пока погода стоит теплая, а топливо быстро расходуется, клиент этого может и не замечать. Понимание проблемы приходит с первыми морозами. Проверить продавца можно, налив топливо в пластиковую бутылку и поставив в холодильник.
Если топливо берётся у нормальной крупной компании, то такой обман маловероятен. Однако не надо забывать, что в РФ в постсоветские годы на Востоке и в Сибири появились около 250 мини-НПЗ с глубиной переработки нефти около 40%, а также несчетное множество нелегальных «самоваров», в основном, на территории Северного Кавказа. В среднем по России глубина переработки нефти составляет всего 67,4 % - намного ниже, чем в любой развитой стране. Примерно то же самое можно сказать и о качестве выпускаемых нефтепродуктов.
Рынок у нас региональный, т.е. топливо продаётся в регионе то, что в нём и производится (возят солярку преимущественно автотранспортом).
Но ГЛАВНОЕ не это!
Рассмотрим это на примере Москвы. На московский рынок дизтоплива поставляются самые разные марки солярки с заводов европейской части России, а также из Белоруссии.
Можно выделить следующие основные марки дизельного топлива, которые производятся на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) или поставляются на рынок с близлежащих заводов: Рязанский нефтеперерабатывающий завод (РНПЗ), Ярославнефтеоргсинтез (ЯНОС), Нижегороднефтеоргсинтез (ННОС).
Это:
ЕВРО Сорт C – летнее дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -5°С. В московском регионе производится обычно в период с апреля по октябрь.
ЕВРО Сорт E - межсезонное дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -15°С. В московском регионе производилось в период с октября по март. С осени 2013 г. МНПЗ впервые не стал выпускать демисезонное топливо Сорта Е, перейдя сразу на зимнее Сорта F. Пока планируется, что Сорт Е не будет больше производиться для московского рынка.
ЕВРО Сорт F - зимнее дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости не выше -20°С. В московском регионе предлагается к продаже в период с ноября по март.
ПРИКОЛ в том, что в этом «зимнем» топливе, как и в дизтопливе сорта Е, понижение температуры фильтруемости достигается за счёт введения в него депрессорно-диспергирующих присадок. Они не понижают температуру, при которой начинают образовываться кристаллы парафина, т.е. не снижают температуру помутнения. Она остаётся, как у дизтоплива сорта С, на уровне минус 5°С. Таким образом, "мутная" солярка в данном случае не означает, что она некачественная. Просто она парафинится при температурах, намного более высоких, чем предельная температура фильтруемости.
Его маркировка ДТ-З-К5 тип I ТУ 38.401-58-170-96 - зимнее дизельное топливо производства Московского НПЗ. Соответствует топливу ЕВРО Сорт E, а по температуре замерзания топливу ЕВРО Сорт F.
Л-0,2-40, Л-0,2-62, З-0,05 (-25°С) - марки топлива, выпускавшиеся по ГОСТ 305-82, в настоящее время выведены из обращения.
К любому качественному топливу крупных производителей добавлены Присадки, которые условно можно разделить на два типа:
Обязательные – предназначены для доведения качества дизтоплива до нормативов ГОСТа. В эту группу входят следующие присадки:
Депрессорно-диспергирующие обеспечивают снижение температуры застывания солярки и предотвращения выпадения парафинов при длительном хранении при низких температурах;
Цетаноповышающие доводят цетановое число до требований ГОСТа. Обычно на НПЗ добавляют в количестве 0,004–0,05% от массы солярки для получения дизельного топлива требуемого качества;
Противоизносные увеличивают смазывающую способность современных дизельных топлив с пониженным содержанием серы (сера в солярке обеспечивает смазывающую способность топлива).
Дополнительные – предназначены для улучшения эксплуатационных качеств солярки сверх требований стандарта (на них экономят):
Антистатические снижают опасность искрообразования от статического электричества при перекачке и заправке дизельного топлива;
Антикоррозионные усиливают способность дизельного топлива вытеснять влагу с металлических поверхностей и образовывать защитную пленку;
Моющие поддерживают в чистоте топливную систему, прежде всего, распылители форсунок;
Антипенные необходимы для снижения пенообразования при наливе дизельного топлива;
Деэмульгирующие помогают избежать образования эмульсий, забивающих топливные фильтры;
Деактиваторы металлов останавливают реакцию цинка, меди, других химически активных металлов с дизельным топливом;
Анти-оксиданты – вещества, останавливающие процессы окисления химически активных фракций топлива и снижают вероятность появления взвеси;
Фунгициды и биоциды останавливают рост бактерий, грибков и водорослей, образующихся в топливе при хранении в условиях повышенной влажности и температуры.
Поэтому добавление любых дополнительных купленных в магазине присадок может привести к потере стабильности топлива и лучше обойтись без них.
Заправляйтесь у крупных производителей на их колонках, либо проверяйте цвет, запах, консистенцию заправляемой в бак жидкости. Желто-бурый цвет выдаст печное топливо, запах керосина скажет вам, что эта солярка разбавлена для понижения температуры фильтруемости, а сильно замутненное топливо со сгустками парафина сигнализирует, что при текущей температуре оно уже густеет.