День 17. Знаменка - Могоча - Ерофей Павлович - Невер, 710 кмПодъем 6:54.
С утра встаем и сразу же осматриваем местность. Бескрайние поля и тишина! В какой же мы глуши! И деревянный домик кафешки здесь является просто центром местной вселенной. А расположенные рядом цистерны с топливом, дополнительно подчеркивают важность этого места для автомобильных путешественников.
Наше самочувствие и настроение - отличное! Некоторая усталость конечно чувствуется, но к ней на 17-й день начинаешь привыкать. Мы просто делаем свое дело. Мы совершаем, то что в своей жизни мы еще не совершали не только мы, но и многие наши читатели. Но это только пока. Возможно, после прочтения моего отчета, многие решатся на этот шаг и своими глазами и ушами увидят, услышат и почувствуют нашу огромную, поистине необъятную и очень интересную страну!
Утро прошло в обычном режиме - подъем, заправка спального места, осмотр автомобиля, сборы, завтрак и в путь. На завтраке в кафе встретили двух перегонщиков - отца и сына. Гнали под заказ две машины из Владивостока в Улан-Удэ. Тойота Виш - 2005 и 2006 года. Каждая примерно по 420 тысяч рублей. Сказали, что «не конструктор» и «не распил».
Для справки:
Конструктор - автомобиль ввозимый в виде запчастей под уже имеющиеся документы.
Каркас - конструктор с целым кузовом. Документы делаются путем «якобы» замены кузова на автомобиле-доноре.
Распил - после наплыва «каркасов», таможенники прикрыли лавочку и ввели пошлину на целые кузова. Чтобы не платить пошлину, кузова стали распиливать.
Все это разные способы ухода от налогов.
- Как говорю бизнес?
- Да какой там бизнес! Все, закончился наш бизнес после пошлин. Вы много машин на трассе видели?
- Ну, раз в три минуты по встречному курсу встречали.
- Вот видите. А раньше днем и ночью сплошным потоком ехали с Востока на Запад.
- Понятно…
Я присмотрелся внимательнее к одной из машин и явно увидел, что цвет передней части машины отличается от задней. Все-таки распил..
Мы продолжаем путешествие по одному из самых опасных в прошлом участков дороги. Дороги тут просто не было. Было действительно только направление. А сейчас мы легко держим 100-110 км/ч. Сегодня мы попробуем добраться до чертового места. Итак, выезжаем. Едем 100 км до Чернышевска. Этот поселок с 13-ю тысячами жителей находится справа от трассы. Проезжаем далее.
Чернышевск - Жирекен 43 км. В нем находится горно-обогатительный комбинат. Решили не заезжать. От Жирекена через 78 км перед поворотом на Урюм находится небольшой комплекс из гостиницы, кафе, бани и заправки. Цены на бензин были самые высокие за все время путешествия. Но альтернативы нет. На заправку как-раз заехала сцепка из двух машин, напоминая нам о том, что мы находимся на территории праворуких автомобилей.
От Урюма (заправки) до Могочи 175 км. Пейзаж достаточно однообразный, но красивый. И его много. В нескольких местах съезжаем с трассы пофотографироваться. Населенных пунктов очень мало. Заправок тоже. Сворачиваем с трассы и заезжаем в Могочи. В интернете вычитали такую присказку про этот город: Бог придумал Сочи, а дьвол Могочи и впридачу Магдагачи. Да, добраться сюда не просто. Это действительно не ближний свет. Действующий ближайший аэропорт находится в Чите. Но зато на поезде нет проблем. Транссиб проходит через город. Въехав в город старателей, обнаруживаем, что бы Вы думали - аэропорт! Говорят, он работал до 1990 г. В городе исправно платятся налоги, о чем свидетельствует надпись.
Через дорогу переходила достаточно симпатичная девушка, хорошо одетая, лет 30-ти. Я решил вступить в контакт с представителями местной цивилизации, и так как находился за рулем, то постарался секунд за 5, чтобы девушка не успела далеко уйти, выпалить следующий текст:
- Добрый день! Скажите пожалуйста, а что в вашем городе можно посмотреть, что есть такого необычного, интересного? На что можно обратить внимание? Может есть какой-то памятник или местная достопримечательность? А может быть Вы нам сами что-нибудь расскажете?
У девушки было выражение лица, как-бы так сказать, ну как-будто перед расстрелом, который отложили на некоторое время. Отрешенность и опустошенность в ее глазах я заметил чуть позже. На наш вопрос она ответила только одним словом. Лишь слегка повернув в нашу сторону голову, но продолжая смотреть куда-то вперед, одновременно и кратко и глубоко, и тихо, но внятно она произнесла:
- Ничего.
В выражении ее лица и ответе на самом деле было очень много. Возможно, не очень удачная семья. Сложные отношения в школе с одноклассниками. Она, гораздо более эрудированная и начитанная, чем ее сверстники вызывала всегда у многих раздражение, основанное, в первую очередь на зависти. Все ее одноклассницы курили с 12 лет и многие уже употребляли спиртное. Желание уехать отсюда у нее возникло еще в школе. Но все попытки уехать отсюда почему-то срывались. Возможно было даже обучение в Хабаровске, но не сумев найти работу и жилье, она была вынуждена вернуться сюда. Отца уже нет. Мать болеет. Наверное у нее даже есть дочь. А вот муж.. Либо сидит, либо сильно пьет, либо его уже нет. И у нее нет никакой возможности отсюда уехать. Она готова на все, но нет… Не на все… Уже не на все… Она начинает привыкать и соглашаться с тем, что ее место все-таки здесь.. Она неплохо разбирается в поэзии и даже неплохо играет на пианино. Она знает очень много о счастье, даже слишком много. Она очень хорошо представляет как должно забиться сердце, как он должен ее обнять и кружить, кружить, говоря ей такие заветные слова. Она все это знает. И у нее даже немножко этого было, ну, счастья. Но оно было очень коротким. Он не собирался забирать ее навсегда. Только на несколько дней, когда ему нужна была женщина. Они встретились случайно. Он взял ее за руку и сразу же поцеловал. И она подумала - вот оно, счастье! Они провели вместе несколько дней. Уже на второй день, он стал ей грубить. А она? А она любила его и ждала, когда он будет с ней ласков так как вчера, когда он только ее встретил. Этот свой день она и назовет своим счастьем.. У нее родилась дочка. Она подумала, ну вот сейчас, когда он увидит свою дочку, он поймет, что вот оно их совместное счастье! Но он.. Он приходил иногда в гости, даже порой безо всякого гостинца. Даже ничего не спрашивал про дочь. А потом снова уходил. А она любила и ждала. Ждала, когда он снова будет таким как в тот первый день. В тот день, когда у нее было свое счастье.. И вот, надежда, начинала потихоньку угасать. Это очень страшно когда умирает надежда…
- А где же муж?
- Возможно пьёт.. Давно он с нами не живет.
Она ждала. Ждала его.
Того, с кем было ей легко.
Кого любила много лет.
Кому давала свой обет.
А он ушел… Ушел давно
Ему все было все-равно,
Что дочь росла пока он пил,
Что постоянно ей грубил
Когда к ней в гости приходил
Поесть, поспать и … денег взять,
Чтобы с получки ей отдать,
Но … никогда не отдавал,
А постоянно пропивал.
Пока работал, а потом
Совсем покинул этот дом.
И стал еще одним БОМЖом…
Ведь там закрылся аэропорт.
И растащили весь забор.
И стали вдруг им говорить:
Стало невыгодно платить.
Зарплату людям оттого,
Что нет закона одного.
И был никто не виноват,
Тогда, когда взорвался склад
Когда забыли, про людей
И все замяли поскорей…
Кому-то дали 8 лет,
Тому кто был виновен?
Нет!
Срок получил совсем не он.
А тот, кто был незащищен.
Да, так бывает и не раз.
Прерву на этом свой рассказ..Мы уезжали из Могочи с надеждой на то, что в нашей стране наконец вспомнят про маленькие города, поселки, в которых живут люди, наши люди. Которые в какой-то момент оказались совершенно никому не нужны. В погоне за рыночной экономикой, о них как-будто забыли. Действительно, кому интересна эта точка мира? Их словно нет. А они есть!
От Могочи до Ерофея Павловича 187 км. Примерно на полпути находится Амазар. Через него протекает река с одноименным названием. Южнее Амазара, в 50 км река Шилка соединяется с рекой Аргунь и образуется Великий Амур. С этого места между трассой и Амуром, который является естественной границей с Китаем начинается большое количество речушек, что сильно затрудняет доступ неподготовленным людям в эти места. А ведь здесь расположены золотоносные прииски. По пути заезжаем на гранитный карьер, делаем еще несколько фотографий. А вот и стелла! До свидания Забайкалье, здравствуй Дальневосточный федеральный округ, здравствуй Амурская область!
Через 33 километра попадаем в поселок городского типа Ерофей Павлович с населением около 5000 человек. Он тоже стоит на «Транссибе». Название Ерофей Павлович ему дано в честь Хабарова, так его звали. Жители города работают в основном обслуживая железную дорогу. Сейчас перевозок стал меньше и многие попали под сокращение - остались без работы. Мы прогулялись по центральной площади. Многие магазинчики здесь стоят совсем без рекламы. Это немного непривычно и даже слегка жутковато. Хотя, если подумать рационально, то местные жители прекрасно осведомлены о том, что находится на центральной площади.
В 36 км от Ерофея Павловича на Юго-Запад находятся золотые прииски на реке Шилка. Хотелось бы как-нибудь сюда заехать, хоть посмотреть как оно вообще добывается.
На выезде из Ерофея Павловича на трассе находится кафе «Багульник» и мы тут решили перекусить. Для посещения туалета меня направили на улицу. С водой в этом регионе очень плохо. Она привозная и ее очень мало. Поэтому, кто хочет представить что же будет, когда воды будет мало - добро пожаловать сюда. На улице, мое внимание привлек новенький леворукий Ниссан Патфайндер. Я подошел к хозяину, который только собирался посетить кафе и просто поинтересовался откуда здесь машина с левым рулем? На что владелец машины, несколько неожиданно ответил:
- У кого деньги есть - покупают левый руль, у кого мало денег - покупают правый. Я, говорит он, - ее в салоне купил. В Чите. На гарантии, все как положено. Я между прочим еще 6 часов назад в Чите был.
Я в уме начинают считать. До Читы 833 км. Делим на 6. Что-то около 139 км/ч получается. И это средняя скорость?!! Отмечаю его рассказ для себя как слегка преувеличившего факты шутника и рассказываю об этом Андрюхе.
- Представляешь, говорю, - еще 6 часов назад в Чите был!
- Да, ну! Свистит. - не поверил Андрей.
Мы выехали из Ерофея Павловича в сторону Неверской развязки. Примерно минут через 40 или час нас догоняет и обгоняет этот Ниссан Патфайндер. О! Вот сейчас мы и посмотрим с какой скоростью он передвигается в пространстве. И мы решили на некоторое время за ним зацепиться. Хочу сказать, что он ехал откровенно «газ в пол», «на все деньги» (ведь машина на гарантии) и выжимал максимум из своей машины. Скорость была уж слишком большой для нас и мы потихоньку отставали, но на тех участках, где имелись поперечные провалы, о которых я уже писал, он подтормаживал и мы его немного догоняли. Скажу, что даже в таком режиме, я не выжимал из машины максимум, оставляя запас как по скорости, так и по возможности для маневра. И вот на одном из участков мы идем за ним в зоне прямой видимости - метров 200. Скорость около 180 км/ч. Дорога через мост и немного вниз. И вот тут, либо забыли поставить знак 50, либо его рано сняли, но вижу как его Ниссан подпрыгивает, даже для независимой подвески достаточно высоко. Понимаю, что экстренно тормозить будет уже поздно, поэтому руль ровно и перед въездом на поперечный провал газ в пол.. подскок.. приземление.. Все произошло на скорости 172 км/ч по навигатору. Мы на мгновенье оторвались всеми 4-мя колесами! Небольшая неточность в рулении и прыжок мог бы стать последним. Это был словно знак сверху. Достаточно. Все обошлось и слава Богу. Снижаю скорость и дальше мы поехали с обычной крейсерской для такой дороги - около 115 км/ч. Обмениваемся впечатлением о прыжке. Он был неожиданный, но аккуратный, мягкий и в обычной дорожной обстановке такого бы конечно не произошло. Андрей высоко оценил все мои действия рулем и педалями. Он сказал, что сделал бы точно также. Надо сказать, что многорычажка у Патфайндера проглатывала подобные кочки достаточно неплохо и устойчивость была конечно лучше. У нашего рамного Прадика такая только подвеска только спереди. Но! Надо еще раз понимать нашу цель. Она заключается в том, чтобы мы доехали. Поэтому не спеша, получая удовольствие от процесса, давая возможность отдыхать и не напрягаться другим, едем на восток.
Минут через 15 смотрим, наш знакомый Патфайндер с включенной аварийной сигнализацией стоит на небольшом подъеме, а его хозяин спокойно справляет малую нужду. Мы остановились и разговорились.
Хозяина машины звали Игорь. Да, теперь-то я мог поверить в то, что он мог за 6 часов проехать 833 км! Пожалуй, это возможно только в этой части страны или даже мира. Ну, может за исключением Германии с ее автобанами. Он занимается золотодобычей. Мы с большим интересом слушали на протяжении целого часа его байки. Про то как добывают золото, как они его возили сдавать в Красноярск вооружившись 4 стволами. Игорь сказал, что если бы мы встретились пораньше, то он бы организовал нам интересную экскурсию по приискам. Показал бы как моют золото и как здесь выживают. (На этот день грамм золота стоил 1800 рублей, а килограмм нефрита 4000 долларов. Курс доллара был 1$=32 руб.) Рассказал нам про хиузок. Это такой пронизывающий местный ветер при котором люди принимают «забайкальскую стойку». Для этого встаньте прямо, поднимите плечи вверх и вперед, немного наклонитесь вперед, руки перед собой. Почти получилось, а теперь быстро, быстро перебирая ногами идите и поищите место, где можно спрятаться от ветра. Если не найдете ничего, то так и стойте. Так чуть-чуть теплее.) Он же рассказал нам и про радоновое озеро Арей в Улетовском районе. Это курортное место для местных жителей. Игорь оказался очень интересным человеком. Сейчас он ехал на смену работать на своем же экскаваторе. Поэтому мы надеемся, что в следующий раз, мы обязательно заедем к нему и все это посмотрим! Пока мы слушали Игоря, солнце заходило за горизонт и я сделал несколько вечерних фотографий.
Попрощавшись с ним, мы сели по машинам. Моргнув нам на прощание аварийкой, Игорь пришпорил свой Патфайндер и вскоре исчез за сопкой… А мы поехали за ним, только как сказали бы в Формуле-1 на «своей стратегии». Мы не спешили. Мы обсуждали с Андреем информацию, которой с нами поделился Игорь.
Вот и Неверская развязка. Для кого-то обычная дорожная развязка. Но на всей трассе Чита - Хабаровск она единственная такого рода с путепроводом и на четыре стороны. Если поехать на север, то можно попасть в Тынду, Нерюнгри и Якутск. У нас был план доехать до Тынды в Покровский женский монастырь, но времени опять не хватает. Опять в план на будущие поездки. Если поехать вниз на юг, то можно доехать до Невера, Сковородино, Джалинды. Это уже на границе с Китаем. А мы проезжаем дальше и метров через 500 слева находится гостиница «Уют», кафе, стоянка дальнобойщиков и здесь же заправка. Для этой местности - это целый город! И время уж полдесятого, поэтому остаемся тут ночевать. Машину ставим рядом с фурами. Я попросился посидеть за рулем в одной из них. Да это просто дом на колесах! Мы постояли с дальнобойщиками на стоянке, поговорили о том о сем. Ребята жаловались на «Деловые линии». Мол работают на них гастробайтеры и за копейки. Раньше их не пускали на местный рынок перевоз, но вот как-то прорвались… Также ребята нам рассказали про ресурс
www.ati.ru на котором можно заказать себе перевозку груза.
Ужин у нас с Андрюхой состоял из чая, так как мы обедали относительно поздно. Кстати и тут висят надписи напоминающие о том, что воду нужно экономить.
Здесь был интернет, поэтому пока Андрюха кому-то звонил и болтал по телефону (не забывайте про часовые пояса - в европейской части России еще был ранний вечер), я выкладывал вконтакте наши основные фотки и фиксировал все, что происходило за день, чтобы затем выложить это в большой отчет. Уже порядком подустав от этой процедуры, которая мне регулярно не давала высыпаться, я все-равно делал это, чтобы точно понимать на будущее свои возможности. Но я понимал и другое, что раз я это сделал один раз, то смогу это сделать и еще раз. Тем более, с каждым днем мне это было делать все легче и легче.
Совет дня:1. Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности.
2. Возьмите с собой чуть больше питьевой воды на самый всякий случай. Здесь с водой бывают перебои.
3. Ведите себя на дороге корректно. Если Вы думаете, что подрезав кого-то, сможете легко уехать от него - Вы ошибаетесь. Здесь дорога одна. Съездов влево и вправо нет. Найти Вас здесь с Вашими московскими или питерскими номерами для местных жителей не составит никакой проблемы. Дальше - как повезет.
4. Записывайте байки местных жителей сразу на диктофон или на камеру. Потом это будет бесценный материал для отчета.
Маршрут Москва-Владивосток Дата Время начала мероприятия Километраж Место
День 17 Знаменка - Могоча - Ерофей Павлович - Невер, 710 км12-авг.
6:54 0,00 Подъем
8:00 0,00 Завтрак
9:05 0,00 Выезд с места ночевки
10:45 158,00 Заправка. 15 мин. Самая дорогая за все путешествие. По 37,2 р./литр
11:20 184,00 Забайкальский Край. Стелла.
11:46 229,00 Небольшая фотосессия у скал
12:50 324,00 Могоча. Осмотр, заправка 1 час 40 мин.
13:05 325,00 Заправка
13:45 330,00 Магазин
14:30 344,00 Выезд из Могочи
16:27 508,00 Амурский область. Стелла.
17:00 540,00 Ерофей Павлович. Пафосное место. Кругом золотые прииски
17:10 546,00 Обед в кафе. 1 час.
20:55 650,00 Знакомство с местным золотодобытчиком. 1 час
22:45 710,00 Неверская развязка. Ночевка.
0:00 Отбой