День 10. Артыбаш - Таштагол - Новокузнецк, 422 км
Снова спите?
Хватит спать!
Ну-ка, быстренько вставать!
Вы зачем сюда примчались?
Можно так всю жизнь проспать!
Я вас жду! Идем купаться!
С солнцем утренним встречаться!
Местным воздухом дышать!
Рыбку в озере гонять!
Я подвинула дожди,
Так, что скоро их не жди.
Комаров и мошкару
Я задула за гору.
Я все тучки разогнала,
Камни на пути убрала,
Ветер тоже прогнала.
Лес немного напрягла,
Чтоб ветвями не махал,
Птиц без дела не пугал.
В общем сделала для вас
Все, чтоб было высший класс!
Проснулся, но глаза еще не открываю. Сегодня долго валяться в машине - непозволительная роскошь. Мы вчера вечером добрались до одной из самых известных жемчужин Алтайского края - Телецкого озера! Но успели увидеть его только под занавес ночи. Потом стемнело и собственно все.
Протираю глаза и …! Вот это, да! Мы словно в альпийской деревушке из рекламы какого-то сыра! На небе ни облачка. И вот, буквально в 100 метрах от нас, вижу озеро. Не такое как вчера, а совсем другое. Это словно глаза алтайской красавицы, которую мы вчера увидели уже уходящей и кинувшей нам свой, едва заметный взгляд. А сегодня, она уже давно умылась, привела себя в порядок и ждет когда же мы наконец проснемся, чтобы посмотреть на нее. В ее огромных глазах отражаются и домики на противоположном берегу и горы покрытые плотным зеленым лесом и даже камни на дне ее глубоких, прозрачных, чистых глаз. Вот эта тайна, о которой я говорил вчера.
Между прочим, максимальная глубина здесь достигает 325 метров! Это 4-е по глубине озеро в России после Байкала (1637 м), озера Лама (400-600 м) и Хантайского озера (420 м). А вообще, много ли это 325 метров? Для сравнения - в Азовском море максимальная глубина 15 метров. Так это же море!
Высота Эйфелевой башни с антенной - 324 м. Т. е., даже она не была бы видна из под толщи воды. Поэтому, 325 метров это достаточно много.
Конечно же мы идем купаться! Заодно компенсируем отсутствие вчерашнего душа. Вода теплее чем на Катуни, но не намного. Думаю, около 16 градусов. Заставляем себя залезть в воду и пофотографироваться по очереди. Спуск в воду не резкий, поэтому до глубины придется немного пройтись. Здесь желательно иметь обувь для купания, о которой говорил ранее. Пока пробираешься к глубине - бодрит - не то слово! Но зато сон уходит окончательно и бесповоротно. Накупавшись в глазах описанной мной выше красавицы, идем завтракать, с вечера договорившись с хозяйкой на утреннюю кашу. Плотно покушав, выезжаем, но принимаем решение еще немного прокатиться по Артыбашу. Хочу отметить, что наряду с богатой природой, здесь соседствуют и признаки бедной жизни. Это и покосившиеся заборы на некоторых участках, и необустроенность берегов озера, и низкое качество дорог в этом, казалось совсем небольшом городке. Да и в общении с местными жителями это тоже проскакивало:
- В этом году туриста совсем мало. Всех запугали наводнениями. А ведь это не так. Где-то они (наводнения) были, так туда туристы и не ездят! А ведь где-то и нет. Журналисты раздули из мухи слона. Республика Алтай большая. Не всем же в Крым ехать, давайте езжайте к нам!
Вот примерно так нас агитировали жители приезжать еще и приглашать других. Здесь действительно можно пожить, походить по лесу, перезагрузиться. Для романтичного времяпровождения - то, что надо! Но, не забывайте про клещей перед походами в лес! Высокие сапоги и головной убор нужно надеть. Ну, а прививку нужно сделать перед поездкой.
Мы доехали до небольшой лужайки на берегу. Еще раз посмотрели на Телецкое озеро - оно прекрасно! В этот момент к нам обратилась отдыхающая на берегу хозяйка одного замечательного и очень голосистого песика и попросила помочь завести свою машину. У нее просто сел аккумулятор. Ну не отказывать же даме в такой пустяковой просьбе. Во время «прикуривания» обращаем ее внимание на.. - отсутствующий! кожух привода ремня ГРМ на двигателе ее Мицубиси-ЯМR. Наверное забыли поставить на сервисе после замены ремня ГРМ… Видна работа сервисменов 80-го уровня. Обращаем внимание хозяйки на эту неисправность и рекомендуем ее устранить в самое ближайшее время.
Все, пора. Пора уезжать из Артыбаша и расставаться с Алтайской красавицей, которая сопровождала нас буквально повсюду в республике Алтай. Мы очень надеемся, что наша встреча еще повторится.
Итак, подъем был в 8:00, завтрак в 9:00, выезд в 10:00, окончательный выезд в 11:00. Быстрее наверное можно было, но отсюда совсем не хотелось быстро уезжать.
Настроение настолько приподнятое, насколько это возможно! По дороге как и вчера нам регулярно попадаются домашние животные. А вот как оказался ВАЗ-2110 на склоне горы - можно только догадываться. Вроде не перевертыш.. Да и сверху дороги нет.. Не обнаружив ничего того, чему нужно было бы помочь - едем дальше. Наш путь лежит на Таштагол - центр подготовки сноубордистов. Дорога из Артыбаша на Таштагол была для меня самым таинственным отрезком маршрута, так как нигде я не смог получить точных сведений о возможности проезда по нему в этот период времени. Изучая эту дорогу по фотографиям со спутников, мне тоже не удалось однозначно понять ее «проходимость». Поэтому, в каком-то роде это был путь в неизвестность.
В 46-ти км от Артыбаша, на развилке в сторону Турочак и Горно-Алтайска, на заправке Сибнефть мы впервые услышали положительный отзыв о дороге на Таштагол. Ну, хоть какая-то надежда появилась. Едем. Дорога в основном гравийная. Местами очень неплохая, местами с эффектом стиральной доски, поэтому приходиться сильно снижать скорость, чтобы не убить подвеску. Асфальт тоже встречается, но очень редко. В основном только на мостах, через небольшие речушки. Точное значение иногда встречающейся синей буквы «М» мы так и не узнали. Точно не Метро, не Макдоналдс и не Мужской туалет. Скорее всего это название компании, которая делала дорогу. Может Магистраль? Но не суть. Да, не забудьте задраить окна, особенно во время разъезда со встречным транспортом - пыль стоит столбом! Встречный транспорт здесь ходит очень редко, но зато можно увидеть раритеты, которые в столичных городах уже не встретишь. Типа ГАЗ-52 или Москвич-408. Кстати, мобильный оператор Билайн здесь тоже не ловит, поэтому экипажу из двух авто и более рации просто необходимы.
Так, мы не спеша выезжаем из Республики Алтай и въезжаем в Кемеровскую область. Во время фотосессии у стеллы мне на правую руку села бабочка. Ура! Сейчас я ее сфотографирую! Боясь спугнуть насекомое аккуратно выключаю звук на телефоне и пытаюсь ее сфоткать. Как бы не так. Как нарочно, режим макросъемки на моем Iphone стал срабатывать через раз. И я его понимаю! Я ведь пытался сфотографировать вслепую - не глядя на экран. Это не так-то просто. Да еще и левой рукой! В конце концов у меня стало получаться. Я уже почти пристрелялся делать это, как тут бабочка решила перелететь мне на плечо. Фотографировать ее у себя на плече у меня тоже не получалось. И тут на мое счастье, она мне села на левую руку, тем самым существенно облегчив мне задачу. Пока я выцеливал ее, рядом с ней села и непуганая муха, которая видимо тоже решила покрасоваться на память в кадре. Ну и хорошо!
Недалеко от стеллы есть памятный камень, на котором указана дата постройки дороги - август 2008 года и инициатор постройки - губернатор Кемеровской области Алман Тулеев. Что ж, если это действительно так, то спасибо ему! Едем дальше.
Немного проехав по этим местам в одиночестве, мы увидели смотровую площадку с которой открывался прекрасный вид на горный рельеф этой части края. По показаниям бортового компьютера высота над уровнем моря составляла около 1100 м. Решили заехать и немного полюбоваться. На другой части этой смотровой площадки мы замечаем Газель дорожных рабочих, которые видимо приехали, не для осмотра красот, а для того чтобы побелить ограждение. Только открытый моторный отсек Газели издалека говорил нам о том, что что-то случилось. Недалеко от Газели дорожные работницы подводили итоги своего обеда. Бригадир - достаточно крупный и единственный мужчина в бригаде подошел к нам и попросил помочь:
- Стартер сломался. Не дотянете до дороги?
- Конечно!
До дороги было метров 100 в горку.
Обмозговав возможные варианты, решаем попробовать вытолкать Газель вручную. Нашу делегацию представлял Андрей. И он был к этому практически готов. Бейсболка Ferrari и майка Фернандо Алонсо добавляла минимум 600 лошадиных сил к его одной человечей и вместе с представительницами прекрасного пола они с усердием взялись за дело.
Согласитесь, что в этот момент в голову ничего другого, кроме серии короткометражных фильмов известного грузинского режиссера Резо Габриадзе про дорожных рабочих прийти мне не могло! Очень уж колоритные были работницы и Андрей в роли толкача. В общем, совместными усилиями нам удалось вывести автомобиль на дорогу. Там он успешно завелся известным способом - с толкача под горку. И нам осталось только распрощаться с этой замечательной бригадой, которую кстати, возглавлял дедушка чемпиона мира по сноуборду - тов. Коликов. Тоже воспитанник местной таштагольской школы.
Едем дальше. Так как начался продолжительный спуск, то справа то и дело были ответвления для аварийного торможения. Участок Каяшкан - Алтамаш наверно самый безлюдный и бездорожный. Так я думал, когда планировал маршрут. И на одной машине там ехать не нужно. Большой риск. Оказалось, что прав был я только наполовину. Гравийная дорога здесь отсыпана вовсе неплохо.
И вот, наконец-то мы въехали в Таштагол. Почему наконец-то? Потому что появилась связь и от Таштагола начинался асфальт, от которого мы уже немного отвыкли. Сам Таштагол - небольшой городок на реке Кондоме, на которой мы и приостановились для фотографирования. В городе также есть крупные домашние животные, поэтому надо быть осторожнее.
Проехав Таштагол начинаем уже думать об обеде. Все-таки как-никак 16 часов. И вот, на очень красивом месте, на реке Мундыбаш недалеко от одноименного города мы увидели придорожное кафе, куда и свернули. Цены нас не интересовали, т.к. мы собирались пообедать Дошираком и нам был нужен исключительно кипяток. У девчонок мы купили только шоколадку. А кипяток мы наливали в наши уже известные стеклянные полулитровые кружки. Обед занял около часа включая фотосъемку на берегу и обсуждение одного технического вопроса. Дело в том, что благодаря Андрею мы обратили внимание на то, что левое переднее колесо изнутри стало подъедать резину. Вчерашняя дорога до Артыбаша была достаточно петляющей, да и сегодня от Таштагола она имела «вихляющую» походку. Солнце светило спереди слева и как раз нагревало это колесо. Мы проверили давление в колесах. Ну, так и есть. Везде 2,0 Атм, а в левом переднем было 2,4 Атм. Т.е. мало того, что его на шиномонтаже немного перекачали, так оно еще и нагрелось на солнце. Все эти факторы дали нам повышенный расход резины.
Конечно же нам нужно было найти сход-развал, чтобы убедиться в нашей теории. И вот на наше счастье - мы увидели шиномонтаж, причем было написано сход-развал! Неказистый с виду, но все-таки сервис. Я предложил Андрею остановиться. На часах был шестой час. Андрей, видимо привыкший исключительно к высокому сервису превратил свое лицо в маску киногероя, который только-что попал на свиноферму и аромат, обычно окружающий каждого поросенка, ударил ему в обе ноздри одновременно.
- Димон! Да ты смотри! Че за здание? - Сарай какой-то. Да че они тут смогут сделать смогут? Я б им свой велосипед не доверил! Какие-то бомжи работают! Давай на другой поедем?
Я понял, что несмотря на то, что мы ехали в одной машине, Андрей все-же еще не выехал из Москвы. Он уверенно ездил по центру столицы с уверенностью, что в течении 10 минут можно доехать до любого магазина, сервиса и т.д. А то, что еще совсем недавно у нас не было даже сотовой связи, он благополучно забыл. Для меня это было удивительно, но это факт.
Из лучших побуждений я решил дать возможность Андрею самому понять, как нужно было поступать в этом случае. Мы проехали мимо. Километров через 25 в Кузедеево мы увидели шиномонтаж, но он был закрыт. У местного жителя спросили про шиномонтаж. Он сказал, что Вы его проехали 25 км назад. Там как раз и сход-развал делают. Андрей, борясь с собой, с трудом выдавил из себя: «Наверное нам надо было там остановиться…» Молодец! Надеюсь, он это искренне понял. Разворачиваемся. Едем 25 километров назад. Подъезжаем. Правильно, уже закрыто. Но написан телефон. Звоню. Сервисмен сказал, что он недавно уехал и будет завтра. Снова разворачиваемся. Едем назад. На сегодня остаемся без проверки сход-развала.
Делаем выводы. Если вы нашли в удаленном месте какой-нибудь сервис или шиномонтаж и вам показалось, что на нем не очень красивая вывеска или вам не понравилась огромная очередь из 2-х машин, то не спешите уезжать и искать другой. Возможно в радиусе 100 км это вообще единственный шинный сервис. Россия это далеко не Москва.
А я с этого дня уже не забывал ежедневно проверять давление в шинах. Бывало, что греха таить, забывал это делать.
Андрей сидел с грустной и обиженной миной на всех и на себя в том числе. Я решил несколько подшутить над ним.
- Андрей, сказал я ему, - вот если бы мы сразу остановились, то может быть и получилось на пару дней пораньше приехать. А сейчас уже не успеем.
- Да ну тебя, - буркнул Андрей.
Продолжая наше путешествие мы знали, что недалеко от Новокузнецка располагаются каменноугольные разрезы, на которых работают Белазы! Но одно дело знать, а другое дело - увидеть. На дороге мы увидели табличку с надписью что-то типа: «Осторожно! Работают Белазы!» О! Наконец-то! Сворачиваем направо. Навстречу попадаются Камазы и Scania груженые углем. Мы доехали до шлагбаума, но охрана нас за него не пустила. Что ж, с первого раза нам на разрез попасть не удалось. Правда охрана дала нам наводку на другое КПП. Поэтому, мы поехали на автобазу, где живут Белазы. И представьте, нам повезло и мы своими глазами увидели это чудо Белорусского машиностроения! Табличка с надписью «Осторожно! Работает технологический транспорт!» скрывает целый мир. Это территория карьерных самосвалов! Это самые большие грузовики в мире. Что нас больше всего впечатлило? Ну, по порядку. Во-первых размер. По сравнению с привычными нам 13-ти тонными Камазами (я про самосвал 5511), эти машины были просто огромными монстрами! Здесь работали Белазы серии 7513 грузоподъемностью 130 тонн - т.е. в 10 раз больше, чем Камаз-5511! Только сама машина весит около 108 тонн! Для сравнения - танк Т-90С весит 46,5 тонн. А еще здесь работали Белазы серии 7530. Эти работяги могли брать на борт уже 220 тонн! И вес машины без груза 156 тонн! Это три танка! Просто не укладывается в голове! Конечно, некоторые умники могут сказать, что уже есть машины и большей грузоподъемностью. Да, есть! Но это будет позже и совсем другая история.
Габаритные размеры машин серии 7530: высота 6,7 метров, ширина 7,8 метров, длина 13,3 метра. Т.е. даже Сергей Бубка в свои лучшие годы с результатом 6 метров 15 см не смог бы перепрыгнуть этого исполина. А еще впечатлил звук воздушного стартера. Сначала мы подумали, что объявили воздушную тревогу, а потом услышали звук стартовавшего дизеля. Ну, очень непривычно. За смену такой двигатель съедает около 1500 литров солярки! Что касается мощности. Для комплектации с двигателем Cummins она составляет 2300 л.с.
На машине установлены аж четыре тормозные системы: рабочая, стояночная, вспомогательная и запасная. Как нам рассказали, что в случае отказа основной тормозной системы, есть «ручник», но его хватает только на одно торможение. Сразу же стираются колодки. В создании этих исполинов принимают многие иностранные партнеры. Это и Siemens и Bosch и Cummins и MTU (Германия, двигатели), Bridgestone (шины). И нам есть куда развиваться. Ведь мы же хотим, чтобы Белоруссия не зависела от иностранных партнеров. Кстати, с нами поделились впечатлением от того, что зимой перебортировать российскую шину Ярославского завода почти невозможно, чего не скажешь про Bridgestone… Ну, да, пока не все получается, но надеемся мы работаем над этим. Это в качестве пожелания ярославским шинникам. Ну стащите купите же уже наконец у японцев состав их шин и технологию производства! Где наши спецслужбы?
Нам удалось даже посидеть в кабине машины! Не буду раскрывать всех секретов, - мы пообещали это тем, кто нам в этом помог, - но скажу лишь то, что нам удалось побывать в роли кузбасских горняков и своими собственными глазами увидеть как дают стране угля из кабины шагающего экскаватора!! Это был просто восторг!! Если бы я все это увидел в более раннем возрасте, скажем так - до 16, то возможно это бы повлияло на выбор профессии.
Эти разрезы разрабатываются десятками лет. Их начинали деды, а продолжали отцы. Это действительно очень тяжелый труд. Как нам сказали, угля здесь еще на сотни лет, поэтому им здесь еще долго работать. Слава кузбасским рабочим и шахтерам!
Стоим мы на земле, что так щедра углем.
Здесь очень много лет в почете труд шахтерский.
Давай, бери страна, угля тебе даём,
А ты кино сними, дай подвиг режисерский!
Нам есть что показать и нечего стесняться,
Там ведь у вас в Москве не слышали порой,
О том как шоферам Белазы ночью снятся,
Как в шахту горняки спускаются в забой.
И что такое штрек. И что такое лава.
И почему забой не терпит слабаков,
Как выжить под землей, не думая про славу
И рассказать про труд, кузбасских горняков.
Стоим мы на земле, что так щедра углем,
Когда-то здесь отцы здоровье оставляли
Как много было их… не позабудь страна,
Всех тех, кто за тебя, бесстрашно умирали.
Было уже за полночь и мы двинулись дальше, в сторону Новокузнецка. Сон сморил нас на заправке на ул. Туркменской, где мы и решили заночевать как обычно в нашей машине. Когда мы уже начали засыпать опять услышал от Андрюхи ворчание:
- Нет, так спать я не могу.
- Андрюха, а что случилось?
- Машина как-то не так стоит, кривовато.
- Ну, поставь как надо.
Несколько попыток дали требуемый результат и Андрюха теперь был готов отойти ко сну.
- Ночной колпачок еще оденьте, принцесса на горошине, - сказал я с некоторым ехидством.
- Да, я такой, а что поделать. Ты же сказал «Vip пакет», вот я и еду как «Vip пакет».
- Давай, давай, пакет. Приехали. Спокойной ночи!
Я иногда подкалывал Андрюху. Ну, он правда, иногда просто нарывался на какую-нибудь фразу всем своим чванливым внешним видом, особенно с выпученной вниз губой и слегка гундосным произношением. Такой «москвич» в худшем смысле этого слова:
Я на всех смотрю на вас.
Все вы тут рабочий класс.
Я один крутой москвич
Буду есть я свой кулич.
Изучив его сильные и слабые стороны, я понимал, что несмотря ни на что, нам еще ехать вместе очень долго. И в большей степени от меня зависело как будет проходить и чем закончится наше путешествие. Поэтому мне конечно пришлось повозиться с этим «пакетом». Зато я на себе полностью смог ощутить все нюансы подобных отношений. Он, конечно, такой гундящий далеко не всегда и терпеть его, конечно, можно и даже получать своего рода удовольствие от этого. Да и я конечно тоже не сахар и не подарок местами, но я пишу как есть, чтобы Вы, дорогие читатели, все видели и уже сами делали правильные выводы. Этого Вам никто не напишет и не расскажет.
Отбой 2:10
Совет дня:
1. Перед путешествием сделайте все необходимы прививки, чтобы не бояться клещей.
2. Про запасы конфет и алкоголя в качестве гостинцев я уже писал. Не забывайте об этой ликвидной валюте для решения самых разных вопросов. Не корысти ради, а благодарности для!
3. Берите с собой «коралки" - тапочки для купания в незнакомых местах.
4. Перед сном в машине, ее нужно поставит ровно. В противном случае Вас будет к утру стаскивать в сторону уклона.
5. Если Вы хотите, чтобы в Вашу профессию пришла молодежь, то покажите ей профессию во всей красе пока ребятам еще не исполнилось 16.
6. Дорогие режиссеры! Ну снимите уже наконец фильм, где суперкрасивая девушка выходит замуж не за депутата или 24-летнего мажора на папином мерседесе, а за бульдозериста, экскаваторщика или водителя Белаза!! Ведь какие это красивые машины!! Ну неужели не хватает ни у кого фантазии сделать такой фильм реальным и интересным? Неужели мы гонимся только за кассовыми сборами копируя американские тупые сериалы и боевики. Воронины и другие идиотские плоскошуточные сериалы с подсказками для смеха это все на что вы способны!? Да как вы не понимаете, что это и формирует нашу молодежь, а значит и нашу страну и нашу пенсию и нашу историю!!!
Ну, давайте кратко. Лето. Кемеровский край. На каникулы из Москвы после первого курса приезжает домой студентка. (Найдите же какую-нибудь Монику Белуччи или Шерон Стоун, только 19-летнюю. Не найдете - обратитесь ко мне. Я найду.) Через неделю к ней приезжает ее однокурсник на спортивной машине (Порше Каррера 911 вполне подойдет. До Кемерово на нем можно доехать, если не заезжать в Пермь и Казахстан) с московскими номерами. Он в нее страшно, как ему кажется, влюблен. Он богат, чванлив, заносчив и с небольшим животом. Ну, типичный московский мажор. Папа его где-то в большом бизнесе. А у нее тут есть друг со школы. Работает на БеЛазе. Отличный парень во всех отношениях. Просто не богат. Он сильнее, он красивее, он умеет играть на гитаре, умеет строить шалаш, готовить на костре уху, знает грибы. Он смелый и честный! Он умеет драться и стрелять. Он умеет хорошо плавать. Он охотник. Он знает как устроен Белаз и способен починить его самостоятельно (в рамках разумного конечно) В свою очередь наш московский сердцеед во всем ему проигрывает. Ну вот во всем. Ни в грибах, ни в ягодах не разбирается. Ни приготовить ничего не может, ни плот веревкой обвязать, ни драться не умеет. И в Порше знает только как заливать бензин. Даже воздушный фильтр не смог прочистить. (Можно сделать эпизод, где он едет по пыльной дороге и у него глохнет машина. Кстати пыли там достаточно). Со временем (до этого может пройти и несколько серий) этот мажор начинает открывать глаза и понимать, что он недостоин ни на Порше ездить ни даже смотреть в сторону этой девушки.
И у них начинается борьба за эту девушку. И этому московскому парню очень трудно тут. Не привыкший он к таким условиям. Можно вставить эпизод как Белаз переезжает его Порше. В конце концов, этот москвич понимает, что он мерзкий и безнравственный тип и встает на путь перевоспитания. Он отказывается от своих благ (опять же в разумных пределах). Он начинает заниматься спортом и т.д. Он начинает совершать Поступки. Именно Поступки с большой буквы. Изучает ремесла, изучает искусства выживания и только потом встречает девушку. Она не такая красивая как у Белазиста, но тоже ничего. И все счастливы! И он остается жить здесь, в Кемеровской области!
Короче, если нужно я напишу подробный сценарий. Обращайтесь. Это НАША страна и нам в ней жить!!!
Все! Пора спать. До следующего дня…
День 10. Маршрут
Дата Время начала мероприятия Километраж Место
День 10. Артыбаш - Таштагол - Новокузнецк, 422 км
5-авг. 8:00 0,00 Подъем
11:00 0,00 Выезд с Телецкого озера на Таштагол через Турочак и Каяшкан.
11:35 56,00 На развилке заправка Сибнефть. Заправка до полного.
11:55 79,00 Турочак
12:38 108,00 Каяшкан. С учетом времени толкания Газели. Это минут 20.
13:55 148,00 Алтамаш
14:30 176,00 Таштагол
16:00 262,00 Обед в кафе «Дорожник» перед въездом в Мундыбаш. 16:00-17:00.
17:35 300,00 Кузедеево. Заправка. Сход-развал нужно было делать 25 км назад!
18:30 Калтанский угольный разрез. Попытка №1
19:00 Малиновка. Экскурсия по разрезу.
1:26 422,00 Новокузнецк. Куйбышевский р-н, ул. Туркменская.
2:15 Отбой