Менять масло в АКПП Lexus/Toyota или не менять?
«Можно ли его поменять самому?», «Что такое адаптация и зачем ее делать вообще?» — вокруг этих тем за время знакомства наших людей с таким благом цивилизации как «коробка-автомат» образовалась масса мифов и заблуждений. Удивительно, но живут они и сейчас, вызывая бурные споры. Думаем, что резюме из многостраничной дискуссии на «братском» форуме будет интересно и участникам PRADO-CLUB, многие из которых - клиенты TOLEX Tuning.
Ну а нам в
ТОЛЕКС Тюнинг она была интересна еще и потому, что мы имеем дело с этой проблемой как технические специалисты, занимающиеся ремонтом и не всегда видим проблему глазами автовладельца. Читая и отвечая на вопросы, было очень полезно посмотреть на ситуацию так, как ее видит клиент и услышать от него вопросы о замене масла и процессе адаптации.
Тема обслуживания и ремонта АКПП за 20 лет работы очень хорошо не только изучена и освоена нами в ТОЛЕКС Тюнинг. Мы отремонтировали около 10 000 АКПП всех моделей LEXUS и TOYOTA за это время. Так что, будем рады возможности развеять некоторые заблуждения, устранить недопонимание и мифы, которые могут стать причиной некачественного ремонта.
Есть две точки зрения на порядок обслуживания АКПП и процедуру адаптации.
Первая — это логика дилеров и официалов.Все что происходит с машиной за пределами гарантийного срока (плюс два-три года, которые отражаются в статистике, необходимой для получения хорошего рейтинга в списках подержанных авто, составляемых Consumer Report или Kelly Blue Book) не волнует автопроизводителя. Автопроизводители соревнуются на рынке не только ценой машин — они примерно одинаковы, или шириной модельного ряда — все производители стараются предлагать машины во всех нишах и классах.
Чтобы обойти конкурентов, маркетологами в умы потребителей внедрено представление о том, что увеличение интервала обслуживания это великое благо. А автопроизводители используют увеличение интервала и снижение стоимости ТО как важнейший аргумент для покупки нового авто именно их марки. Замена свечей зажигания 1 раз в 70 000 км, использование топливного фильтра в баке с ресурсом в 80 000 км, использование антифриза Super Longlife на весь срок гарантии авто, увеличение интервала замены масла в ДВС, уход от требовавшего замены ремня ГРМ в пользу цепного привода и, в том числе, «необслуживаемая» АКПП — все это меры, по большей части, не в сторону усовершенствования авто, а по снижению стоимости владения НОВЫМ автомобилем на гарантии, как средство «заманухи» для покупки автомобиля этой марки.
Следуя этой схеме и стремясь получить конкурентное преимущество, на рубеже 2004-2005 годов TOYOTA, как и многие автопроизводители, перешла с использования ATF Type IV, требовавшей замены 1 раз в 40 000 км, на масло WS и устранила из программы ТО такую процедуру как замена масла. Стоимость содержания нового автомобиля на протяжении 100 000 км или трех лет гарантийного срока для нового авто, еще больше снизилась. Задача маркетологов выполнена.
Другое дело, когда на проблему смотришь со стороны постгарантийного, да еще и клубного автосервиса. Здесь мы заинтересованны в том, чтобы клиент, эксплуатирующий гарантийную или постгарантийную машину, приезжал на ТО, а не сталкивался с необходимостью ремонта сразу по окончании гарантии. А если уж ему пришлось ремонтировать АКПП, то он остался доволен проведенным ремонтом и не возвращался с жалобами на некорректную работу коробки.
В идеале, после ремонта ближайшие несколько лет клиент не должен вспоминать о существовании АКПП. О том, что она есть он должен задумываться раз в 40 000 км в момент, когда подходит километраж частичной замены ATF.
Собственно о
"масле в коробку на весь срок службы автомобиля" — отличие Type IV от WS по большей части заключается в более высоком температурном пороге. Масло WS, также как и Type IV меняет свои свойства в процессе эксплуатации и активно загрязняется. В случае с Type IV это влияет на работу АКПП. С 2005 года, за более чем 10 лет опыта ремонта и наблюдения за работой всех АКПП на машинах наших клиентов, мы можем уверенно сказать, что масло WS требует замены на том же интервале, что и Type IV, если мы хотим сохранить работоспособность АКПП за пределами гарантийного срока.
Многолетний опыт в области ремонта АКПП, постремонтного обслуживания и устранения неисправностей, привели нас к пониманию в необходимости выполнения адаптации после полной замены масла в АКПП, также как и после ремонта или замены деталей коробки. Наш опыт говорит, что такие работы как замена соленоидов и полная замена масла (обязательная 1 раз в 80 000 км) невозможны без проведения адаптации. Без выполнения адаптации АКПП будет работать некорректно, с рывками и повышенным износом деталей, что может очень негативно повлиять на исправные элементы коробки.
Оговоримся, что тема по проблемам обслуживания АКПП не столь ярко проявляется в случае с Toyota LandCruiser 200 / Lexus LX 570 - «200-ка» оснащена очень надежной коробкой и проблемы с ней возникают крайне редко — она рассчитана на высокий крутящий момент и обладает высоким запасом прочности.
Совсем другая история в случае с Lexus GS третьего поколения, Lexus RX II и III, Toyota Camry с мотором V6 3,5, Toyota RAV4 с V6 и Lexus IS250.
Это видно из простого сравнения объемов веток на клубных форумах. В теме Lexus LX / Land Cruiser 200 по проблемам АКПП две-три «ветки». А в одних только в ветках по Camry или Lexus RX вы найдете не менее десятка тем и страниц с описанием серьезных проблем по АКПП, осложняющих эксплуатацию автомобилей.
Во многих случаях владельцы боятся выполнить полную замену масла АКПП - этот страх вызван заполонившими Интернет отзывами многих владельцев, о том, что после замены масла при работе коробки появились толчки или рывки. Но, дело в том, что с каждым годом конструкция автомобиля становится все сложнее и все большую роль в управлении играет компьютер.
Один самых показательных примеров — все та же электронноуправляемая АКПП Aisin U660 (Лексус) и ее вариант U661E (Тойота) с датчиками давления на каждой муфте для обеспечения обратной связи. Процесс адаптации этих АКПП более сложен. Если после полной замены масла в в этой АКПП не выполнить сброс адаптации, то для самостоятельной адаптации и возвращения плавности переключений, потребуется проехать не одну сотню километров. В случае же выполнения процедуры с использованием дилерского диагностического прибора, плавность работы АКПП, сопоставимая с плавностью новой коробки, достигается сразу и все эти эти рывки и толчки описанные в отзывах, связаны с отсутствием адаптации после замены масла и легко устраняются за 10 минут процедурой RESET MEMORY.
Резюме: В качестве резюме, повторим основные положения, следование которым позволит максимально продлить жизнь АКПП.1 Не существует масла в АКПП, залитого на весь срок службы
2. Замена масла в АКПП должна выполняться каждые 40 000 км частично и каждые 80 000 км — полностью. Во время любой замены масла меняются фильтр и прокладка АКПП
3. После полной замены масла или промывки АКПП требуется проведение адаптации с помощью дилерского диагностического прибора (сканера)
4. Полная замена масла в АКПП должна выполняться специалистами и с использованием специального аппарата — это позволит полностью сменить масло в АКПП и избежать повреждения деталей АКПП
Это все, если коротко. Ну а ниже ответы на наиболее частые вопросы, которые встретились в дискуссии:
«Можно ли сделать сброс адаптацию не имея дилерского сканера?» Нет нельзя. Для того чтобы произвести процедуру сброса адаптации (более корректно называть ее «сброс памяти блока управления АКПП») необходим дилерский диагностический прибор. Установленная в нем программа во время выполнения процедуры «адаптации» очищает до заводских установок память, стирая при этом коррекций, внесенные в память АКПП в процессе эксплуатации автомобиля. Для выполнения процедуры ТОЙОТА одобрен интерфейс MongoosePro® Toyota 2 (MFC). Но, следует помнить, о том, что на рынке присутствует большое число подделок. Цена оригинального интерфейса $495.
Также адаптация необходима и при чип-тюнинге, особенно на дизельных двигателях, где происходит большой прирост крутящего момента. В противном случае АКПП будет работать с ощутимыми толчками.
«Можно ли использовать иные сканеры, доступные на рынке?» Нет. Если говорить о продукции, то можем уверенно заявить, что китайские и любые другие не-дилерские (несертифицированные автопроизводителем) сканеры не очищают память блока или делают это некорректно. Мы несколько раз проверяли как работают эти устройства на собственных автомобилях. Для чистоты эксперимента мы выпаивали микросхему из платы блока управления двигателем и проверяли сохраненные в ее памяти данные после «сброса адаптации», выполненного с помощью таких сканеров. На изображении ниже вы можете посмотреть как выглядит файл до проведения адаптации и как после.
Получить результат как на второй картинке, используя не дилерский прибор — невозможно. Функционал этих приборов просто имитирует работу, рисуя «мультик», но ничего не изменяя в памяти микросхемы. В нашей практике были случаи, когда клиенты приезжали с проблемами по АКПП, говоря, что промывали АКПП и выполняли адаптацию недилерским прибором, но когда мы начинали смотреть информацию с дилерского сканера, выяснялось, что файл памяти с записанными данными адаптации остался без изменений.
«Для адаптации достаточно скинуть клемму». «Где там в мозгах память АКПП, которая может записывать и перезаписывать и при этом энергонезависимая?» Нет не достаточно. «Скинутая клемма» — это распространенный миф, существующий с тех времен, когда автомобили были сильно проще. В современных машинах используется энергонезависимая память EEPROM. Данные записанные в нее сохраняются и после отключения питания. В противном случае, вам приходилось бы восстанавливать настройки АКПП после каждой операции, во время которой отключается электропитание автомобиля. Выше мы привели скан дамп-файла, а на картинке ниже изображен блок управления АКПП автомобиля Lexus GSIII (кожух снят) и показана та самая микросхема энергонезависимой памяти.
Как уже говорил, мы специально выпаивали эту микросхему и снимали с нее дамп-файл. В памяти микросхемы, отсоединенной от питания платы блока управления, вся информация адаптации АКПП сохранялась.
А вот и наглядная иллюстрация ошибочности заблуждения о "скидывании клеммы" на примере АКПП Aisin Warner А750Е\ F, которая с 2002 года используется для мощных задне- и полно-приводных внедорожников Toyota LandCruiser, Toyota 4Runner и Lexus, а также на таких машинах как Pajero, Suzuki Grand Vitara и KIA Sorento. Руководство TOYOTA RM1058U прямо говорит, что скидывание кремы недопустимая замена адаптации.
«АКПП каждый день адаптируется, при прогреве 70 градусов. Если сменить масло полностью, то возможно АКПП поведёт себя по-другому, но он через 20-30 км, может больше, все равно адаптируется.» АКПП действительно способна до определенного уровня адаптироваться самостоятельно.
Алгоритм адаптации АКПП построен так, что в первую очередь он настроен на работу с маслом, качество которого ухудшаются. В случае улучшения качества масла этот алгоритм не работает. Для случаев когда один из элементов АКПП меняется в процессе ремонта и/или в коробку заливается новое масло, заводом изготовителем предусмотрена принудительная адаптация через стирания памяти до заводских настроек. В противном случае, коробка будет работать на новом масле с настройками, скорректированными под грязное масло с высокой вязкостью. Таким образом, блок управления будет вносить коррекцию в работу соленоидов — они будут открываться и закрываться медленнее, «думая» что залито старое масло и системе нужно время чтобы выровнять давление. Поэтому, многие клиенты, заменившие масло полностью, но не сделавшие адаптацию, сталкиваются с проблемой сильных рывков и пробуксовок, и особенно в холодную погоду езда становится слишком некомфортной.
Гипотетически мы можем предположить, что блоку управления двигателем потребуется длительное время на то, чтобы подстроиться к новому маслу. Но за это время, с учетом рывков или пробуксовок, фрикционные диски и шестерни уже могут быть повреждены. Для сокращения времени самостоятельной адаптации и избежания повышенного износа АКПП производитель и предусмотрел процедуру стирания файла памяти АКПП до заводских настроек.
«Вся эта адаптация для устранения возможного головняка с клиентом (чтобы он не предъявил за неадекватную работу АКПП). Т.е стирают краткосрочную память и все. Тоже самое при снятии клеммы на ночь»В блоке управления используется энергонезависимая память. Суть же адаптации состоит в следующем: В память блока управления записываются параметры работы коробки в разных диапазонах нагрузок. Чтобы при адаптации записать данные в память, блок управления много раз переключает передачи и за счет разности с скоростей входного и выходного валов выбирает наилучшее положение, которое и записывается в память.
«Как АКПП делает анализ Масла? Как АКПП может это проверить?!" Она просто изменит алгоритм переключения при задержках или наоборот.» АКПП действительно непосредственно не измеряет плотность и качество трансмиссионной жидкости. Но блок управления косвенно получает информацию об изменении качества масла посредством информации о разнице скоростей вращения входного и выходного валов. В тот момент когда разница скоростей превышает определенный допуск (пользователь ощущает этот момент как толчок или пробуксовку) блок управления двигателем анализирует эту информацию и при неоднократном повторении вносит коррекцию. Но алгоритм адаптации очень сложный и описать его фразой «вносит коррекцию при толчке» — невозможно. Для внесения коррекции необходима целая цепочка повторяющихся событий, превышающих норму допуска, после чего вносится коррекция в работу соленоидов. Соленоиды в свою очередь управляют открытием и закрытием масляных каналов гидроблока. Выполнение процедуры адаптации с использованием дилерского диагностического прибора, стирает энергонезависимую память в блоке управления АКПП и возвращает заводские настройки под новое масло и исправные соленоиды.
«Если скидывать настройки АКПП, то и настройки двигателя надо скидывать»Это неверно. Моторное масло в ДВС и трансмиссионное масло (ATF) в АКПП выполняют различные функции. В первом случае это смазка и охлаждение, а во втором — функции рабочего тела, передающего крутящий момент и выполняющей переключение передач. В отличии от АКПП, в двигателе в двигателе нет узлов, подстраивающихся под изменение качества масла. В программу управления ДВС зашиты неизменяемые настройки.
«Что представляет собой промывка АКПП и зачем менять масло полностью, расходуя его в несколько раз больше?» Промывкой АКПП называют полную замену масла (ATF) с помощью специального аппарата, который позволяет вытеснить старое масло из АКПП полностью, включая гидротрансформатор и гидроблок. Аппарат позволяет заполнить АКПП новым маслом, промыв при этом все магистрали и самое главное — сохраняя при этом, благодаря специальной регулировке насоса, количество вытесняемого и подаваемого масла. Это позволяет избежать завоздушивания системы и повреждения деталей АКПП.
Дилеры в РФ, особенно в регионах, зачастую не выполняют замену масла вытеснением (промывку) и последующую адаптацию АКПП, из-за отсутствия необходимого оборудования и политики «масло залито в коробку на весь срок службы автомобиля». Тот специалист мастер-приемщик или слесарь, который утверждает, что масло в АКПП залито пожизненно, а адаптацию можно выполнить снятием клеммы, специалистом не является и от него нужно бежать (или, если речь об официальном СТО, обратиться к техническому директору), если вы хотите сохранить свой авто исправным долгие годы и продать его потом с минимальной потерей в цене.