в классических учебниках по авто-тракторному делу объяснялось приблизительно так: для более полного сгорания топливо-воздушной смеси требуется больше воздуха - турбина и позволяет его наддуть в цилиндры. В тридцатые годы 20-го века были популярны турбокомпрессоры - они приводились непосредственно от вала двигателя и также дули в цилиндры. Потом решили сделать турбины, разгоняемые выпускными газами - не пропадать же добру. Но газы шибко горячие - пришлось придумывать интеркуллеры. И до некоторых времен турбины были ненадежны - все равно подгорали подшипники. Придумали таймеры отключения - движок должен был молотить еще минуты две после того, как водитель вообще ушел из машины. Сейчас, похоже, проблему решили. Если гипотетически взять два двигателя одинаковой мощности - то с турбиной будет меньшего объема и -соответственно - меньше расходовать топлива. Но кому такое надо! потому берут двигатели одного объема и сравнивают -турбированный будет значительно мощнее, но не факт что менее прожорлив. Хотя -кто его знает - возможны варианты. У тойоты очень хорошие движки безнаддувные, но мощные. Да, еще - чтобы избежать турбояму, пытались делать турбины с изменяемым углом лопаток турбины. Сейчас я маленько отстал - не знаю -может что-то более простое придумали. У меня на Субару была двойная турбина - чтоб исключить эту яму. На дорогих авто были и компрессор и турбина вместе -в общем - чего только не придумывали. Но сейчас, видимо - какая-то конфигурация утвердилась, потому что нигде турботаймеров не ставят и нигде не пишут, что надо сидеть в машине и молотить на холостом - чтоб турбина остыла. Вот - как-то так.
Наговорил очень много, но по сути все не правильно!
Турбокомпрессор это механизм в целом где турбина и компрессор в одном корпусе. Ты упоминаешь компрессор, который вращается от двигателя, чем уже не важно.
На субару стояли компрессор, и турбокомпрессор, для того, что бы тяга начиналась с низких оборотах двс. на сегодняшний день турбокомпрессор с изменяемыми лопатками по геометрии более производительные на малых оборотах, что дает возможность исключить мех. компрессор.
Турбоямы как таковая не правильный термин, яма это когда с пиковой мощьности вдруг правал (яма) здесь же подхват (рост пиковой мощьности двс).